Развитие речи. Пояснительная записка. Пояснительная записка Пояснительная записка по развитию речи

1. Пояснительная записка

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи-диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Занятия по коммуникации в подготовительной к школе группе проводятся 2 раза в неделю в помещении группы. Общее количество учебных занятий в год 74. Продолжительность занятия 30 минут. Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (октябрь), итоговая (апрель).

Методика даётся в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Занятия проводятся фронтально.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №48 комбинированного вида» Советского района г.Казани

Рабочая программа

по образовательной области

«Речевое развитие» (коммуникация)

на 2014-2015 учебный год

(подготовительная к школе группа)

Составлена на основе Примерной

основной общеобразовательной

программы дошкольного образования

«От рождения до школы»

под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,

М.А.Васильевой

Воспитатели: Конова А.А,

г.Казань

1. Пояснительная записка

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи-диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Занятия по коммуникации в подготовительной к школе группе проводятся 2 раза в неделю в помещении группы. Общее количество учебных занятий в год 74. Продолжительность занятия 30 минут. Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (октябрь), итоговая (апрель).

Методика даётся в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Занятия проводятся фронтально.

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

Задачи:

Приучать детей - будущих школьников - проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

Совершенствовать речь как средства общения.

Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т.п.

Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим их обсуждением с воспитателем и сверстниками.

Развивать построение высказывания, помогать детям более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

Помогать осваивать формы речевого этикета.

Продолжать развивать умение содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам об интересных фактах и событиях. Приучать детей к самостоятельности суждений.

Развитие всех компонентов устной речи,

практическое овладение нормами речи

Задачи:

Формирование словаря

Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря.

Побуждать детей интересоваться смыслом слов.

Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Помогать детям осваивать выразительные средства языка.

Звуковая культура речи

Задачи:

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи

Задачи:

Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.д.).

Связная речь

Задачи:

Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать культуру речевого общения.

Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

Подготовка к обучению грамоте

Задачи:

Дать представления о предложении (без грамматического определения).

Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.

Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.

Учить составлять слова из слогов (устно).

Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Планируемые результаты:

Пересказывают и драматизируют небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

Употребляют в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

Различают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называют в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находят в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.

Адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми взрослыми (договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия при сотрудничестве).

2.Календарно-тематический план

Месяц

Неделя

Лексическая тема недели

Программное содержание

Тема занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте

Сентябрь

1 неделя

Детский сад .

Цели : закрепить и расширить знания детей о профессиях работников детского сада. Формировать уважительное отношение к работникам детского сада. Обогащать словарь существительными, обозначающими профессии (воспитатель, логопед, повар, прачка, кастелянша). Расширять и активизировать в речи детей предметный словарь, словарь действий и признаков.

Совершенствовать грамматический строй речи: умение согласовывать существительные с числительными и прилагательные с существительными. Упражнять в образовании относительных прилагательных, в употреблении винительного и дательного падежей имен существительных. Совершенствовать синтаксическую сторону речи (сложноподчиненные предложения со словами для того чтобы). Закрепить понятие слог, умение оперировать им.

2 неделя

Игрушки.

Цели : расширение и систематизация словарного запаса по теме "Игрушки" Их назначение, детали и части, из которых они состоят; материалы из которых они сделаны. Развитие грамматического строя речи с помощью игр и упражнений.Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных согласование прилагательных с существительными, согласование существительных с числительными 2 и 5, согласование местоимения существительного в роде и числе).

Развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия и
внимания.

Адаптационный период после лета. Обследование детей.

3 неделя

Части тела.

Цели : познакомить детей с частями тела человека; научить образовывать существительные множественного числа; учить составлять предложения на наглядном материале; учить различать правую и левую руку, ногу и т. д; закрепить словарь по данной теме; развивать внимание. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Развитие аккуратности и чистоплотности.

Речевые и неречевые звуки.

Цель: Различение неречевых звуков по силе, высоте, тембру.

Развитие слухового восприятия на неречевых звуках.

Развитие внимания, слуховой памяти

4 неделя

Фрукты.

Цели : обобщить и расширить имеющиеся знания о фруктах. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными и увеличительными суффиксами. Образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с сущ. Образование сущ. Ед. и мн. Числа в разных падежах. Обогащение речи словами – антонимами Составление предложений с однородными членами, с противопоставлением. Составление описательного рассказа – описания по схеме. Учить составлять описательные рассказы о фруктах.

Звук(А). Выделение ударного гласного из начала слова

Анализ звукового ряда Буква «А» Конструирование из палочек.

Чтение. Печатание

Октябрь

1неделя

Овощи.

Цели : обобщить и расширить имеющиеся знания об овощах. Дифференциация имён существительных единственного и множественного числа.Образование относительных прилагательных. Согласование числительных 2, 5 с существительным в роде, числе, падеже. Обогащение речи словами – антонимами. Учить составлять описательные рассказы об овощах.

Звук(У).

Выделение ударного гласного из начала слова. Буква «У». Чтение. Конструирование из палочек

Печатание.

2 неделя

Осень. Грибы.

Цели : уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, сыроежка, собирать, заготавливать, прятаться, висеть, ядовитый, съедобный, ароматный, мягкий, гладкий). Совершенствование грамматического строя речи, учить составлять описательные рассказы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов-антонимов; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме.

Звук(И). Выделение ударного гласного из начала слова. Буква « И». Чтение прямых слогов. Печатание.

3 неделя

Осень. Деревья.

Цели : уточнение и расширение словаря по теме: “Осень. Деревья”; совершенствование умения образовывать и использовать в речи относительные прилагательные;
развивать умение составлять связные монологические высказывания описательного характера;
улучшение
общей моторики и координации движений;
развивать коммуникативные навыки;

Воспитание бережного отношения к лесу, любви к родному краю.

Звук (Ы). Позиция звука ы в слове (середина, конец). Составление схем слогов тип аыу. Деление слов на слоги хлопками. Буква « Ы». Чтение. Печатание.

4 неделя

Осень. Хлеб.

Цели: закреплять знания детей , что хлеб – ценнейший продукт питания , без которого не могут обходиться люди ; как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных. Учить подбирать слова – антонимы. Обогащать слова детей существительными. Воспитывать у детей уважение к хлебу и труду , его выращивающих.

Звук (О) .

Выделение ударного гласного из начала слова. Анализ звукового ряда типа а – у - о. Буква « О.» Чтение. Печатание.

5 неделя

Осень. Перелётные птицы.

Цели : расширить и закрепить представления детей о перелетных
птицах: граче, скворце, ласточке, кукушке, соловье, утке;
о частях тела и образе жизни птиц.

Совершенствование грамматического строя речи, обучение составлению описательного рассказа. Совершенствование навыка рассказывания по картине «Отлёт птиц». Составление описательного рассказа по план – схеме о перелётной птице.

Рассказывание сказки «Как лебедь остался один».

Звук (Э). Буква « Э». Преобразование слов ЭХО – ЭТО – ЭТА - ЭТАЖ.

Составление предложений со словами ТОТ, ЭТО.

Ноября

1 неделя

Россия-родина моя.

Цели : обобщить и систематизировать знание детей о России. Закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной схеме; продолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры (экскурсовод); закреплять умение образовывать новые формы существительного (Москва-москвичи). Обобщать знания детей о Москве.

Развивать умение объяснения смысла пословиц и переносного значения выражения (Москва – сердце России).Чтение, составление пересказа «Наше Отечество» по К.Ушинскому. Заучивание стихотворения И.С.Никитина «Русь».

Закрепление полученных навыков. Гласные звуки.

Цель: закреплять понятие «гласный звук»;

Закреплять навык определения места гласного звука в слове (начало, середина, конец слова);

Учить анализировать звуковой ряд из четырех элементов;

Формировать навык плавного слитного чтения буквосочетаний из разного количества гласных.

2 неделя

Домашние птицы.

Цели : систематизировать представления детей о домашних птицах, местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека. Совершенствовать умение детей образовывать существительные в единственном и множественном числе.
Отрабатывать у детей умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать относительные и притяжательные прилагательные.
Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги.
Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными.
Закрепить умение детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Развивать память, внимание, мышление, речь.
Воспитывать доброе отношение детей к птицам, труду людей на птицеферме.

Звук (Н). Позиция звука в слове.

Буква « Н». Чтение прямых и обратных слогов. Печатание.

3 неделя

Домашние животные.

Цели : закрепить и уточнить знания детей о домашних животных и их детенышах, упражнять в согласовании слов по падежам: активизировать и расширить словарь по теме «Домашние животные»; чем питаются, как подают голос, какую пользу приносят. Упражнять детей отвечать на вопросы полными ответами.

Воспитывать любовь и заботу к домашним животным, умение внимательно слушать; формирование самостоятельности и активности. Совершенствование навыка рассказывания по картине «Лошади и жеребята».

Развитие навыков составления описательного рассказа о животном по план – схеме.

Звук (М). Выделение начального согласного. Твёрдость, мягкость. Полный анализ слова (мак). Буква « М». Чтение прямых слогов МА, МО, МЫ, МУ, слово МАК. Печатание слова МАК.

4 неделя

Дикие животные готовятся к зиме.

Цели : пополнять и закреплять знания детей об условиях жизни и поведении зверей в зимнее время года (как готовятся к зиме: изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму) Активизировать словарь за счет слов: дупло, нора, логово, берлога. Формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы, вести диалог. Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок. Совершенствование навыка рассказывания по картине «Медведица с медвежатами». Составление рассказа – сравнения о двух животных

Звук (Х.) Выделение начального согласного и последующего гласного из слов. Позиция звука в слове. Буква « Х.»

Печатание слова ПУХ. Составление звуковой схемы слова. Анализ прямого слога типа ХА. Полный анализ слов типа УХА, ХАТА. Печатание слова ПУХ. Чтение слов ПУХ, УХО, УХА, ХАТА

Декабрь

1 неделя.

Зима. Зимняя одежда.

Цели: обобщить и систематизировать у детей представления о характерных признаках зимы, об изменениях в живой и неживой природе, о зависимости изменений живой и неживой природы от изменений в неживой природе, о сезонных изменениях в одежде людей; закрепить знание названий зимних предметов одежды, обуви, головных уборов. Учить составлять описательные рассказы.

Звук (П.) Термин «Согласный «звук.

Анализ обратного слога типа АП. Выделение согласного в начале слова. Буква «П.» Преобразование слогов АП - ПА. Чтение слогов

ПА, ПО, ПУ.

2 неделя

Зимующие птицы.

Цели : закрепить представление о зимующих птицах. Учить детей узнавать птиц на картине, иметь представление о том, чем питаются птицы, как переносят зимнюю стужу, почему не улетают в теплые края, а остаются зимовать. Как помочь птицам перенести суровую русскую зиму. Активизировать использование в речи прилагательных и закреплять навык согласования прилагательных с существительными. Воспитать заботливое отношение к птицам в зимний период и вызвать желание вспомнить все, что они знают о птичьих трудностях в зимнее время. Разучивание стихотворения С. Насонькина «Ёлка для птиц». Совершенствование навыка пересказа текста «Птичья ёлка».

Звук (Б). Звонкость – глухость. Полный анализ слов типа БУСЫ.

Буква « Б».

Чтение БЫК, БАК, БОК,СОБАКА. Печатание БАБА.

3 неделя

Животные жарких стран.

Цели : закрепление представлений о диких животных жарких стран, их внешнем виде, образе жизни и повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме "Дикие животные жарких стран": 1) обогащение предметного словаря (Юг, Африка, пустыня, джунгли, зверь, хищник, рога, бивни, хобот, грива, пасть, панцирь, зебра, жираф, антилопа, крокодил, панда, коала, попугай, какаду, пантера, павлин, ягуар, леопард, гепард, тигр, газель, утконос, горилла, колибри, кенгуру, удав, питон, кобра, варан, страус, шакал и т.д.); 2) обогащение словаря признаков (пятнистый, косолапый, огромный, лохматый); 3) словарь наречий (быстро, жарко, тепло); 4) глагольный словарь (прыгает, плавает, рычит, ныряет). Воспитание любви и бережного отношения к природе. Составление описательного рассказа по плакату «Животные холодных и жарких стран».

Разучивание стих – я С.Михалкова «Где обедал, воробей?». Совершенствование диалогической речи с опорой на сказку «Про львёнка» О. Онисимовой с пересказом.

Звук (К). Согласные звуки. Выделение начального согласного и гласного после согласного (КОТ). Буква « К». Чтение. Печатание. Схема слова типа КОТ.

4 неделя

Новый год. Зимние забавы

Цели : закрепить название зимних игр и забав, и название спортивного инвентаря для развлечений зимой; учить детей образовывать новые слова; употреблять имена существительные в родительном падеже; развивать внимание и память; воспитывать интерес к окружающему миру. Составление рассказа по сюжетной картинке «На новогоднем празднике».

Составление рассказа по личному опыту.

Звук (Г). Мягкий звук ГЬ.

Буква « Г».

Чтение слов ГУСИ, ГУБЫ, САПОГИ. Предложения

ВОТ ГУСИ.

Январь.

2 неделя

Театр. Музыкальные инструменты.

Цели : развитие речи посредством театрализованной деятельности. Дать возможность детям побывать в разных социальных ролях, что поможет им осмыслить свои собственные действия и переживания других людей. Формировать готовность понимать другого человека и сопереживать ему. Доставить детям удовольствие. Расширять словарь по теме «Музыкальные инструменты», закреплять названия музыкальных профессий.

Звук (Т). Согласные звуки.

Выделение последнего согласного из слова.

Буква «Т». Преобразование обратных слогов в прямые.. Чтение прямых слогов.

3 неделя

Транспорт. Правила дорожного движения .

Цели : Придумывание рассказа с опорой на рисунок ребёнка. Совершенствование навыка пересказа текста В.Суслова «Кто сильнее?» с опорой на мнемотехническую таблицу.

Закреплять представления о транспорте на основе систематизации и обобщения ранее сформированных представлений. Продолжать учить детей пересказывать произведение, свободно пользуясь простыми предложениями. Совершенствовать грамматический строй речи. Уточнить представления детей о правилах поведения на улице; закрепить понятия: «пешеход», «пешеходный переход», «тротуар»; дать знания о том, что пешеход тоже должен соблюдать правила дорожного движения; закрепить знания о сигналах светофора, их назначении (красный, желтый, зеленый); дать понимание о том, что переходить улицу необходимо при разрешающем сигнале светофора; вспомнить назначение других знаков, встречающихся на дороге. Воспитывать внимательность, умение ориентироваться при переходе улицы. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме.

Звук (Д). Буква « Д». Составление и чтение предложений

ВОТ ДОМ.

ТУТ ДУБЫ. Графическая схема предложения.

4 неделя

Профессии. Материалы и инструменты .

Цели : расширять и конкретизировать представления о профессиях людей. Закреплять в речи существительное с обобщающим значением “профессии”. Уточнять и расширять словарный запас по данной теме, развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы, диалога). Научить различать и называть профессии по инструментам. Воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства. Совершенствование навыка пересказа

Текста В.Суслова «Где работает мама?». Разучивание по ролям стихотворения Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Звук (В). Буква « В». Чтение слов ВАТА, СОВА, ИВА.

Предложения ВОТ СОВА.

Схема предложения из 2 – х слов.

Февраль

1 неделя

Профессии. Строительство. Дом.

Цели : расширение и уточнение знаний о строительных профессиях. Продолжать знакомить детей с разными строительными материалами из которых строят дома; развивать умение сравнивать, анализировать, экспериментировать. Воспитывать интерес и уважение к труду строителей, пробуждать желание работать так же добросовестно, ответственно, быстро, красиво, как мастера. Расширить представление о том, что их труд - коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого. Развивать связную речь, внимание, мышление; умения сравнивать предметы, выделяя отличительные признаки.

Звук (Ф.) Буква « Ф.»

Составление схем слов типа КОФТА, ШКАФ.

Схема предложения из 3 – х слов типа.

В САДУ ФОНТАН.

2 неделя

Посуда. Продукты питания.

Цели : уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, материалах из которых она сделана. Формирование понятий чайная, столовая и кухонная посуда. Активизация словаря по теме «Посуда». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными). Продолжать, расширять и уточнять знания детей об окружающем мире. Расширять представления о продуктах питания, их значении для здоровья человека. Обогащать речь существительными, обозначающими названия продуктов питания, блюд, напитков. Знакомить детей с разными способами образования слов. Учить образовывать относительные прилагательные и включать их в предложения. Составление рассказа – описания по план – схеме. Разучивание стихотворения Р Сефа «Совет». Совершенствование навыка пересказа текста «Мамина чашка».

Звук (С). Выделение начального согласного и последующего гласного из слов СУМКА, САНИ. Деление слов на слоги. Анализ прямого слога типа су. Составление слоговой схемы слова. Составление звуковой схемы слова СУП. Полный анализ слов типа СУП. Буква «С». Чтение. Печатание слова СУП.

3 неделя

Защитники отечества.

Цели : воспитание уважения, любви и благодарности к защитникам Родины, защитившим страну от врагов и гордости за свой народ, любовь к родине. Развивать представление о разных родах войск, закрепить знания о всенародном празднике воинов, уточнить, кто такие защитники отечества. Продолжить знакомство с пословицами о войне, научить понимать и объяснять их значение, воспитывать чувство гордости за свой народ, армию, желание защитить свою страну. Усвоение словообразования существительных, обозначающих воинов-защитников различных военных профессий. Развитие связной речи. Заучивание с детьми стихов С.Маршак «Пограничники», «Дуют ветры в феврале», А.Жаров «Пограничник», З.Александрова «Дозор».

Звук (З). Буква « З». Чтение слогов ЗДО, ЗДА, ЗДЫ. Слов ЗОНТ, ЗАМОК.

Составление схем слов.

4 неделя

Семья.

Цели : формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью; закрепить знания детей о членах семьи, знания о «генеалогическом древе». Активизировать словарь детей (семья, родственники, генеалогическое древо, родословные).. Упражнение в кратком рассказывании о своих близких и объединение небольших рассказов в один рассказ о своей семье.

Составление рассказа из 5 – 6 предложений по сюжетной картине «Семья», небольшой рассказ из личного опыта «Дома вечером».

Пересказ литературного текста В. Осеева «Просто старушка».

Звук (Ц.)

Позиция звука в слове.

Буква « Ц».

Чтение слогов типа ЦВА, ЦВУ.
Подбор слов к заданным схемам.

Март

1 неделя

Цели : учить детей составлять описательный рассказ по серии сюжетных картин.

Формировать навык составления описательного рассказа на тему «Весна» (с опорой на схемы), навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания.

Расширять и активизировать словарный запас по лексическим темам «Весна». Разучивание стих – й о весне Ф. Тютчева, А. Пушкина, А. Толстого. Формировать представления детей о празднике 8 марта, обогащать словарный запас детей, учить отвечать на вопросы. Воспитывать в детях любовь к маме, бабушке, сестре, воспитывать чувство доброты и благодарности. Придумывание рассказа по личному опыту ребёнка «Чтобы я сделал, если бы мама заболела». Составление сложноподчинённых предложений со словами «потому что».

Звук (Ш).

Позиция звука в слове.

Буква « Ш».

Чтение, печатание слов.

2неделя

Весна в природе.

Цели : уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной; закрепить приметы весны и названия весенних месяцев.

Обогащать и активизировать словарь по теме «Весна». Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания. Формировать творческие способности.

Совершенствование навыка рассказывания по картине И. Грабаря «Март».

Звук (Ж). Позиция звука в слове.

Буква « Ж».

Преобразование

слогов и слов

УЖ - УЖИ - УЖИН

3 неделя

Мебель.

Цели : обогащение словарного запаса детей по лексической теме «Мебель». Расширение и углубление представлений о мебели, ее назначении, деталях и частях; материалах, из которых она сделана. Составление загадок – описаний. Рассказывание стих – я С. Маршака «Откуда стол пришёл?»

Составление сравнительных рассказов – описаний о мебели.

Звук (Ч). Позиция звука в слове.

Буква « Ч.»

Чтение и преобразование

Слов.

дочка – дачка- пачка

4 неделя

Электроприборы.

Цели :
обобщить знания по теме «Электробытовые приборы».

Составление и использование в речи сложных предложений с союзами чтобы, потому что.

Составление загадок – описаний о бытовых приборах.

Звук (Щ.)

Буква « Щ». Преобразование слов ЩИТ – ЩИ – ИЩИ-ПИЩИ- ПИЩА.

Составление, чтение и анализ предложения

В ШКАФУ ПЛАЩ.

Апрель

1 неделя

Весна. Возвращение птиц.

Цели : закрепить знания детей о весне, весенних явлениях и перелетных птицах. Активизировать речь детей, пополнять активный словарь новыми словами. Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с прилагательными. Учить образовывать однокоренные слова к слову весна. Закреплять знания детей о перелетных птицах, их повадках и образе жизни.

Звук (Л), мягкий(ЛЬ).

Полный анализ слов типа БУЛКА. Буква «Л.»

Чтение слов: ЛУК, ЛАПА, ЛОТО, МЫЛО.

Схема предложения из 3 – х слов.

МИЛА МЫЛА ПОЛ.

2 неделя

Космос.

Цели : сформировать у детей понятие «космос»; «солнечная система».

Уточнить знания о планетах солнечной системы, о первых космонавтах. Закрепить умение четко, кратко отвечать на поставленные вопросы, подбирать родственные слова.

Совершенствовать умение составлять короткие рассказы по схеме. Развивать память, зрительное и слуховое внимание, мышление, любознательность.

Воспитать любовь к своей планете.

Придумывание сказки с опорой на рисунок ребёнка. Совершенствование навыка пересказа

Сказки Н. Носова «Как на Незнайку упал кусок солнца» с опорой на серию сюжетных картин.

Звук (Р), мягкий (РЬ.)

Буква «Р». Составление схем слов типа БАРАНЫ, КРЫША.

3 неделя

Животные весной.

Цели : закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни и повадках в весеннее время года. Учить образовывать и использовать в речи существительные с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят («Назови семью») Учить образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные («Чей? Чья? Чьё?») Учить образованию множественного числа существительных («Один – много») Закреплять подбор существительных к прилагательным и глаголам («Кто больше?»)

Учить согласованию существительных с числительными («Сосчитай») Учить подбору антонимов («Противоположности») Составление описательного рассказа.

Звук (й). Буква « Й».

Закрепить правильное произношение звука й в речи ,.

Составление схем слов типа МАЙ, ЧАЙ.

4 неделя

Насекомые.

Цели : актуализация словаря по теме "Насекомые" (насечки, пыльца, нектар, ячейки, соты). Закрепление навыков составления и употребления в речи сложных предложений (разных видов) Заучивание загадок о насекомых. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Рассказывание сказки «Как кузнечик помогал слабым».

Буква «Ё», буква «Е»

Учить называть слова с буквой «Е », определять место звука в слове.
Читать слоги и слова с буквой;

Воспроизводить звуко-слоговые дорожки со звуком Ё;

Печатать букву Ё и слоги с этой буквой в тетрадях;

Проводить звуко-буквенный анализ слов типа МЁД, ЛЁД.

Май

1 неделя

Моя республика. Мой город.

Цели : дать детям представление, что такое Родина, родной край. Познакомить детей с географической картой и государственной символикой Республики Татарстан (государственный флаг, герб, гимн). Расширить знания детей о родном городе. Развивать монологическую речь детей, память, мышление. Воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней. Вызвать интерес к истории возникновения Казани, к её исторической ценности из поколения в поколение и значимости в настоящее время. Обогащать и расширять новыми знаниями детей о столице Татарстана городе Казани. Воспитывать толерантность к людям разных национальностей.

Буквы «Ю», «я».

Познакомить с буквой «ю»;

выделять звук «ю» в ряду гласных звуков;

определять позицию звука «ю» в словах;

2 неделя

Праздник Победы.

Цели : закрепить знания детей о том, что 9 Мая - День Победы. Дать знания о том, как защищали свою родину советские люди в годы Великой Отечественной войны, что не только армия но и партизаны, среди которых были дети, поднялись на борьбу с фашистами. Вспомнить какие памятники напоминают о героях. Учить детей правильно отвечать на вопросы, быть внимательными к деталям, обогащать через речь личный опыт детей знаниями об окружающем, пополнять лексику разнообразием слов, Закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями. Воспитывать в детях чувство гордости за свою родину, за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание помогать и заботиться о них. Составление сложных предложений по сюжетной картине Разучивание стих – й. Чтение рассказов о войне: В. Катаев «Сын полка» (отрывок «В разведке») с последующим пересказом.

Буквы « ь» , «Ъ» . Синтез звуков в слове. Звуковой анализ слов, сравнение количества букв и звуков в слове подъезд. Звуковой анализ слова карась

3 неделя

Школа.

Цели : уточнить знания детей о школе, закрепить названия и назначение учебных принадлежностей; образовывать существительные множественного числа, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами; учить составлять рассказ по картине. Совершенствование навыка диалогической речи с опорой на картину «На уроке».

Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Филиппок». Разучивание стих – й о школьных принадлежностях.

А. Шанько «После школы» с составлением плана или В. Голявкина «Под партой».

4 неделя

Времена года.

Цели : обобщить и систематизировать знания детей о временах года по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления природы через игры и игровые упражнения.

Учить составлять небольшой рассказ, используя ранее полученные знания и представления. Учить образовывать наречия (весна теплая, а лето теплее и т. д.)

Учить подбирать определения к словам зима, весна, лето, осень. Закрепить умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные звуки.

Учить называть слова с заданным звуком.

Учить делить слова на слоги. Развивать познавательные интересы, наблюдательность, любовь к природе, бережное к ней отношение.

Закрепление пройденного материала.

5 неделя

Лето.

Цели : уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе летом; закрепить приметы лета и названия летних месяцев.

Обогащать и активизировать словарь по теме «Лето». Употребление в речи глаголов в разных временных формах. Подбор определений к существительным. Закрепление навыка согласования прилагательного с существительным в роде, числе, падеже.

Усвоение будущего сложного времени глаголов. Составление сложноподчинённых предложений с придаточными предложениями причины (потому что).

Закрепление пройденного материала.

3.Список литературы

Методические пособия

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Гербова В. В. Занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада.-М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010..

Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.; Мозаика-Синтез. 2005-2010.

Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников,- М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Наглядно-дидактические пособия

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 6-7 лет: Наглядно-дидактическое пособие.-М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

Серия «Грамматика в картинках»

Антонимы. Глаголы. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010,

Антонимы. Прилагательные, -М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Говори правильно. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Множественное число. -М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Многозначные слова. -М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Один -много. -М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Словообразование. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Ударение. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.


1. Пояснительная записка

Методика развития речи в дошкольном возрасте – основа, фундамент для ребенка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запрос опыта мал, то у ребенка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в обращение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребенка затрудняет его общение и накладывает на характер ребенка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед , дефектолог , психолог и др.

У ребенка с неразвитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст. В наше время развития информационной техники, развитие речи актуально. Дети умеют пользоваться этой техникой, проявлять же свое речевое творчество – нет. Легче скачать в интернете, чем показать свой словесный потенциал. Мало дети посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать хотя бы в 2-3 фразах. Элементарное описание увиденного, вызывает недоумение: зачем? Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребенком и грамотно построенное обучение родной речи.

Развитие речи дошкольников осуществляется во всех видах деятельности :

На занятиях по подготовке к обучению грамоте, по ознакомлению детей с окружающим, с природой, с художественной литературой , а также вне занятий: в играх, труде, повседневной жизни. Однако доминирующее значение имеют специальные речевые занятия.


Новизна программы.

Программа составлена с учетом разноуровневой подготовки детей к восприятию изложенного материала. При планировании занятий по обучению грамоте полностью учитываются результаты обследования фонема тического слуха.

Исходя из результатов обследования, на занятиях осуществляется дифференцированный подход к каждому ребенку. Если у ребенка нарушение звукопроизношения, параллельно с педагогом с этим ребенком занимается логопед, что позволяет ребенку успешно обучаться и развиваться.

Педагогическая целесообразность.

Необходимо постоянно обновлять и расширять профессиональный уровень. Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем?) предпочитают слушать и т. п. Опираясь на опыт детей, и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением полученных впечатлений с педагогом и сверстниками. Продолжать знакомить детей с многообразием окружающего мира, предлагать им наборы предметов (колокольчики, вазочки для цветов различной формы, из разного материала и т. д.)

Уточнять высказывания детей, помогать им, более точно характеризовать объект, ситуацию, учить высказывать предложения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих, совершенствовать речь как средство общения. Продолжать формировать умение без раздражения отстаивать свою точку зрения. Приучать детей к самостоятельности ответов и суждений. Помогать осваивать формулы словесной вежливости (обращение, просьба, благодарность, извинение и т. д.)

Цель : формирование нормальной речи дошкольника, как основы полноценного развития его мышления.

Задачи:

Научить произносить слова различной слоговой сложности;

Научить детей свободно пользоваться приоритетными навыками в

самостоятельной речи;

Развивать навыки связной речи;

Развивать психические процессы (восприятие, мышление, память);

Сформировать произношение (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношение звуковой структуры, фонематического слуха, выработка четкой дикции);

Расширить словарный запас;

Подготовить их к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.

Занятия по развитию речи проводятся один раз в неделю продолжительностью 30 минут. Количество воспитанников в группах 8-10 человек. Работа с детьми на занятиях включает в себя все аспекты развития речи, обучения родному языку:

2. Обогащение, закрепление и активизацию словаря;

4. Развитие связной речи;

5. Формирование элементарного осознания некоторых языковых явлений.

Главной задачей является развитие связной речи, поэтому решение её осуществляется на всех занятиях и занимает большую часть учебного времени. Вместе с тем развитие связной речи осуществляется в сочетании с

грамматической и словарной работой, с восприятием звуковой культуры речи.

Программа называется «Развитие речи». Данная программа по развитию речи разработана на основе программы обучения и воспитания в детском саду, а также на основе собственного педагогического опыта.


Условия приема:

1. Знакомство с детьми;

2. обследование связной речи;

3. грамматического строя;

4. состояние словаря (предметный словарь, словарь признаков);

5. анализ звукового состава слова;

6. слова сложного слухового состава;

7. заключение.

Программа является комплексной, к концу обучения дети овладевают навыками правильного произношения и различия фонем родного языка, а также анализа и синтеза слов без стечения согласных и со стечением согласных.

В самостоятельной речи свободно умеют пользоваться лексико-грамматическими конструкциями, структурами простых и сложных предложений.

Условия реализации программы.

Для успешной реализации данной программы нужны:

Определенный педагогический опыт в работе с дошкольниками;

Специальная литература;

Методические пособия.

Пособия для развития:

1. Связной речи (набор сюжетных картин, серии сюжетных картинок для составления рассказов, подборка текстов для пересказа);

2. Лексического запаса (дидактические игры «Что забыл нарисовать художник?» /предмет и его части/, «Наши папы, наши мамы» /профессии людей/, «Большие и маленькие» /животные и их детеныши/;

3. Грамматического строя речи (наборы сюжетных картинок для

составления предложений разных людей, наборы предметных картинок для составления предложений, наборы карточек для составления предложений, наборы парных картинок на понимание грамматических форм);

4. Произношение (набор звуков – символов, букв печатных, набор карточек по фонетическим группам, альбомы для формирования правильного звукопроизношения, дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков);

5. Обучение грамоте (разрезная азбука, картинки с буквами, схема слов, предложений);

6. Развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности (наборы

картинок на выделение 4-го лишнего, наборы карточек с видовыми и родовыми

понятиями).

Наличие аудио и видео средств, также способствует успешному решению поставленных логических задач.

Оборудование кабинета:

Кабинет должен быть оснащен учебными дидактическими материалами.

В кабинете необходимо иметь: шкаф для пособий и литературы, столы и стулья для проведения занятий, навесная доска, на которой можно расположить картинки, написать буквы.

2. Учебно – тематический план

(1-й год обучения)

Название раздела, темы, подтемы.

Всего часов

Кол-во часов

теория

практика

Развитие речи

«Времена года»

«Домашние животные»

«Мы живем в России»

«Армия - защитница отечества»

«Мамочка любимая»

«Все профессии хороши»

«Космос и люди»

«Жизнь диких зверей»

«День победы»

Составление рассказа

Пересказ художественного произведения

Чтение художественного произведения

Заучивание стихов

Грамматика

Притяжательные, прилагательные…. Людей, названий членов семьи

Согласование числительного с прилагательными и существительными.

ИТОГО:

Первый год обучения.

1.Раздел. Развитие речи

объяснять правила игры; аргументировано оценивать ответ, высказывание сверстника.

употреблять сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью

самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок;

сочинять концовки к сказкам;

последовательно, без существенных пропусках пересказывать небольшие литературные произведения

определять место звуков в слове

подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением

употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений .

Тема: «Составление рассказа».

Учить составлять краткий рассказ.

Обогащать словарный запас определениями.

Развивать монологическую речь.

Тема: «пересказ художественного произведения».

Учить пересказывать текст самостоятельно.

Закрепить умение пересказывать рассказ по ролям.

Образовывать уменьшительно ласкательные наименования.

Тема: «заучивание стихов».

Учить детей запоминать стихотворение.

Понимать его образный язык.

Тема: «чтение художественных произведений»

Учит детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений.

Усваивать последовательность развития сюжета.

Учить детей понимать переносное значение некоторых словосочетаний и предложений.

2. раздел. Грамматика

Вырабатывать навыки употребления слов в соответствии с констекстом высказывания;

Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

Учить подбирать однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками;

Формировать элементарное представление о предложениях, их структуре;

Помогать правильно и грамотно строить сложноподчиненные предложения

(2-й год обучения)

1.Раздел. Развитие речи

задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ;

последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении

быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса

в общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости

употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложения». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звуков в слове.

Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения, составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

2. Раздел. Грамматика

Продолжать вырабатывать навыки осознанного и умственного употребления слов в соответствии контекстом высказывания;

Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении;

Закреплять умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени;

Продолжать формировать элементарное представление о предложениях и их структуре;

Продолжать учить правильно и грамотно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если и т. д).

4. Формы и методы контроля.

Вид контроля

Что контролируем

Формы контроля

Стартовый или входящий

Развитие речи

Текущий контроль

Развитие речи

Беседа, составление рассказа, пересказ рассказа, чтение художественного произведения, заучивание стихов

Итоговый контроль

Речь дошкольника

Развлечение в присутствии родителей «Хочу все знать»

Основная форма занятий групповая. Содержание фронтальных занятий по развитию речи, как правило, на одном занятии решается несколько речевых задач: обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, словарная работа, воспитание З К Р, ознакомление со словом и т. п.

При этом основная часть занятия, на которую отводится большая часть времени (15 минут), посвящена развитию связной речи. Один раз в месяц на четвертом занятии основное время уделяется формированию грамматического

строя речи, словарной работе или воспитанию З К Р.

Воспитание З К Р осуществляется при помощи упражнений, которые

проводят не реже двух раз в месяц, в течение 5 – 7 минут. Некоторые задачи

воспитания произносительной стороны речи решают на закреплениях по развитию речи, по ознакомлению детей с художественной литературой.

В словарной работе большое место занимают занятия по ознакомлению с окружающим миром, различные наблюдения, экскурсии, в ходе которых приобретенные детьми знания и представления находят свое выражение в точном назывании тех или иных предметов и явлений, их качеств, взаимосвязей. Однако необходима и специальная работа над словарем на занятиях по развитию речи. Наряду с обогащением словаря особое внимание следует уделять качественному совершенствованию детской лексики, расширению запаса слов с противоположным значением (антонимы) и с близким значением (синонимы), формированию умения выбирать наиболее уместные для того или иного высказывания слова.

Формирование грамматического строя речи. На занятиях помимо обучения словоизменению и словообразованию организуют специальные виды работы по формированию синтаксической стороны речи. Это пересказ и рассказывание в ситуации письменной речи: ребенок не просто говорит – он диктует свой рассказ, а педагог записывает. Такой прием замедляет темп речи говорящего, позволяет ему заранее продумывать высказывание, вносить в него поправления. Важно, что бы в решении речевых задач принимали участие все дети, в том числе и малоактивные. С этой целью педагог должен так распределять задания, чтобы ответы тех, кого вызывают первыми, служили для малоактивных детей образцом для подражания, но не повторения.

Связная речь. Успешному обучению связной речи способствует комплексный подход, при котором обеспечивается сочетание задач обучения рассказыванию с лексическими, грамматическими задачами, а также с задачами воспитания ЗКР и обучения рассказыванию.

Ознакомление со словом. Особая роль в работе со звуковой стороной

слова отводится осознанному употреблению детьми терминов «слово», «звук», «слог», «ударение», поскольку слово и его звуковая форма становятся для детей этого возраста предметом специального изучения и анализа.

Занятие должно включать разнообразные методы и приемы работы: проблемные вопросы, познавательные задачи, программированные задачи, головоломки. Наглядность и игровой момент должны активизировать интеллектуальный компонент процесса обучения.

6. Список литературы

для детей:

2. Я. Тайц - «По грибы»

3. Н. Калинина - «Разве так играют»

4. С. Михалков - «Бараны»

5. К. Тапарыкулиева «Петухи»

6. Е. Благинина «Подарок»

7. Е Трутнева - «Осень», «Елочка»

8. А. Плещеев - «Осень наступила»

9. А. Пушкин - «Унылая пора», «Уж небо осенью дышало», «У Лукоморья Дуб зеленый»

10. Украинская народная сказка - «Рукавичка»

11. Русская народная сказка - «Лисичка сестричка и серый волк»

12. Э. Машкова - «Лежебока»

13. Носов - «На горке»

14. Русская народная сказка - «У страха глаза велики»

15. Д. Лукич - «Четыре девочки»

16. В. Зайцев - «Я одеться сам могу»

17. Е. Пермяк - «Для чего руки нужны»

18. К. Ушинский - «Лекарство»

19. В. Берестов - «Дракон»

20. Катаев - «Цветик - семицветик»

21. В. Драгунский - «Друг детства»

22. А. Барто - «Игрушки»

для педагога:

1. - Конспекты занятий в старшей группе детского сада.

Развитие речи

2. - Игры и занятия по развитию речи

3. О. Ушакова - Занятия по развитию речи в детском саду

4. О. Рыбникова Обучение чтению и грамоте

5. А. Максаков - Воспитание звуковой культуры речи

6. М. Васильева - Программа воспитания и обучения в детском саду

Елена Вельгорецкая
Развитие речи. Пояснительная записка

Развитие речи .

Пояснительная записка .

Извлечение из ФГОС ДО

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря; развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи ; развитие речевого творчества ; развитие речи , фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

2-я младшая группа

Задачи образовательной деятельности Содержание образовательной деятельности

1. Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками : здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.

2. Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.

3. Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого

предложения или высказывания из 2-3-х простых фраз.

4. Развивать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.

5. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.

6. Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно

пользоваться речевым дыханием.

7. Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук. Владение речью как средством общения и культуры

Освоение умений : по инициативе взрослого называть членов своей семьи, знакомых литературных героев и их действия на картинках, разговаривать о любимых игрушках; элементарно договариваться со сверстником о совместных действиях в игровом общении; с помощью воспитателя определять и называть ярко выраженные эмоциональные состояния детей (радуются, смеются, испугались, плачут, учитывать их при общении : пожалеть, развеселить , использовать ласковые слова.

Освоение и использование основных форм речевого этикета в ситуациях общения : приветствие (здравствуйте, просьба (дайте, пожалуйста, благодарность (спасибо, знакомство (как тебя зовут, меня зовут., давай играть) ; различать формы обращения ко взрослому и ребенку (здравствуйте -здравствуй) ; называть детей в группе по именам, использование ласковых форм имен.

Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи

Освоение умений диалогической речи : отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (кто это? Как его зовут? (и т. п.) .

Освоение умений монологической речи : по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3-4-х предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать наизусть короткие стихи, слушать чтение детских книг и рассматривать иллюстрации; согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе : кошка -котенок, котята; использовать в речи простое распространенное предложение; с помощью воспитателя строить сложные предложения.

Обогащение активного словаря Использование в речи : названий предметов и объектов близкого окружения, их назначения, частей и свойств, действий с ними; названий действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом и поддержания порядка; названий некоторых качеств и свойств предметов; материалов; объектов и явлений природы : растения близкого окружения, овощи и фрукты, домашние животные и некоторые дикие животные и их детеныши.

Понимание значения обобщающих слов : игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные, звери и др.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи , фонематического слуха Развитие умений : правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]) ; слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук . Развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата;

Знакомство с книжной культурой детской литературой Воспитание интереса к фольклорным и литературным текстам, желания их слушать. Развитие умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх-драматизациях, повторять за взрослым знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, игр с пальчиками.

Публикации по теме:

Пояснительная записка к программе «Вижу, узнаю, творю» Программа «Вижу, узнаю, творю» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ «Вижу, узнаю, творю» Обоснование необходимости разработки и внедрения.

Пояснительная записка к программе по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста Методическая разработка Калайда Виктория Викторовна. Я работаю с программой по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей.

Пояснительная записка к методической разработке «Моя страна» Пояснительная записка к методической разработке «Моя страна» Один из целевых ориентиров ФГОС ДО гласит: «. ребенок обладает установкой.

Пояснительная записка к программе «Охрана здоровья и физическое развитие» для воспитанников 5 группы детей с ОВЗ Приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Пояснительная записка к музыкальному занятию «Органы чувств» Пояснительная записка к музыкальному занятию «Органы чувств» Занятие для детей средней группы по художественно-эстетическому направлению,.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой , детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Основные цели и задачи.

Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие речи.

(от 6 до 7 лет)

Развивающая речевая среда. Приучать детей - будущих школьников - проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

Совершенствовать речь как средство общения.

Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т. п.Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.

Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

Помогать осваивать формы речевого этикета.

Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях.

Приучать детей к самостоятельности суждений.

Формирование словаря. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.

Побуждать детей интересоваться смыслом слова.

Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Помогать детям осваивать выразительные средства языка.

Звуковая культура речи. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями .

Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).

Связная речь. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.

Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах , о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

Подготовка к обучению грамоте. Дать представления о предложении (без грамматического определения).

Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.

Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.

Учить составлять слова из слогов (устно).

Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Художественная литература.

Подготовительная к школе группа

(от 6 до 7 лет)

Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.

Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора .

Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.

Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» СТАРШАЯ ГРУППА

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Основные цели и задачи.

Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Развитие речи.

Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

Развивающая речевая среда. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края , Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России).

Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.).

В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).

Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

Формирование словаря. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый - снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун - озорник - проказник), с противоположным значением (слабый - сильный, пасмурно - солнечно).

Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Звуковая культура речи. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с - з, с - ц, ш - ж, ч - ц, с - ш, ж - з, л - р.

Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Отрабатывать интонационную выразительность речи. Грамматический строй речи. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях : существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка - зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.

Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).

Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь - медведица - медвежонок - медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал - выбежал - перебежал).

Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени ; несклоняемые существительные.

Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.

Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Связная речь. Развивать умение поддерживать беседу.

Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Развивать монологическую форму речи.

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

Художественная литература

Старшая группа

(от 5 до 6 лет)

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.

Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.

Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

Рабочая учебная программа «Развитие речи» по реализации ОО «Коммуникация» в процессе непосредственно образовательной деятельности с детьми 3 -7 лет

Срок реализации: 4 года
Содержание
1. Пояснительная записка.....................................3
2. Учебно-тематический план..................................6
2.1. II младшая группа (2 год обучения).........................7
2.2. Средняя группа (3 год обучения) ...........................9
2.3. Старшая группа (4 год обучения) ...........................11
2.4. Подготовительная группа (5 год обучения)...................13
3. Календарно-тематический план..............................16
3.1. II младшая группа.........................................33
3.2. Средняя группа............................................59
3.3. Старшая группа............................................90
3.4. Подготовительная группа..................................119
4. Требования к уровню подготовки воспитанников.............150
5. Критерии и методы оценки знаний и умений, представлений уровня освоения воспитанниками содержания программы..............................................152
6. Список используемой литературы...........................166
7. Список средств обучения..................................167
7.1. II младшая группа........................................172
7.2. Средняя группа...........................................179
7.3. Старшая группа...........................................184
7.4. Подготовительная группа..................................190

1. Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа по развитию речи детей 3-7 лет разработана для условий детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического развития воспитанников, работающего по комплексной программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой и др.

Основная цель программы : ознакомление и приобщение детей 3 – 7 лет к развитию речи в условиях детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического развития воспитанников.

Основные задачи :
способствовать развитию познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи
пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
Сроки реализации программы 4 года:
второй год обучения-2 мл.группа (3-4 года)
третий год обучения- средняя группа (4-5 лет)

Четвертый год обучения –старшая группа(5-6 лет)
пятый год обучения -подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Количество занятий со 2 младшей группе по подготовительную группу – 36.

Длительность непосредственной образовательной деятельности в соответствии с возрастом детей: 2мл.гр.-15 мин., средняя гр.-20 мин., старшая гр.-25мин., подг.гр.-30мин.
Организация детской деятельности по развитию речи осуществляется на занятиях, развлечениях, мини викторинах.
Национально- региональный компонент реализуется на занятиях, начиная со 2 младшей группы (в соответствии с тематикой занятий) через использование коми фольклора, сказок, рисование иллюстраций.
Развитее речи осуществляется через проговаривание отдельных звуков, разучивания потешек, закличек, стихов, проговаривания скороговорок, перессказывание сказок и рассказов.

По каждому возрасту, программа предусматривает свои параметры знаний умений и навыков.

Задачи воспитания и развития детей младшей группы :
1. Стимулировать эмоциональное содержательное общение ребенка со взрослыми
2. Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
3. Стимулировать желание вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
4. Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз.
5. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных свойствах и качествах.
6. Развивать умение воспроизводить ритм речи, звуковой образ слова, правильно пользоваться речевым дыханием.
7. Развивать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.
8. Учить использовать речевые формы вежливого общения: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.

Задачи воспитания и развития детей средней группы:
1. 1.Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ре¬бенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения элементов описательных монологов и объяснитель¬ной речи.
2. Развивать ситуативно-деловое общение со сверстниками во всех видах деятельности.
3. Развивать связную монологическую и диалогическую речь.
4. Развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий.
5. Развивать умение чистого произношения сложных звуков род¬ного языка, правильного словопроизношения.
6. Развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий.
7. Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой; умение использовать вежливые формы обращения к незнакомым людям: детям и взрослым.

Задачи воспитания и развития детей старшей группы :
1. Развивать связную монологическую речь: учить детей составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинам, из личного и коллективного опыта.
2. Стимулировать и развивать речевое творчество детей.
3. Развивать умение участвовать в коллективных разговорах.
4. Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.
5. Развивать умение замечать ошибки в речи сверстников и добро¬желательно исправлять их.
6. Стимулировать желание самостоятельно выполнять основные правила речевого этикета.

Задачи воспитания и развития детей подготовительной группы:
1. Развивать умение строить общение с разными людьми: взрослыми и сверстниками, более младшими и более старшими детьми, знакомыми и незнакомыми людьми.
2. Развивать умение пользоваться антонимами, синонимами, многозначными словами; понимать при восприятии художественной литературы и использовать в собственной речи средства языковой выразительности - метафоры, образные сравнения, олицетворения.
3. Развивать самостоятельное речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.
4. Расширять представления детей о содержании этикета людей разных национальностей.
5. Развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.

Данная программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Образовательная область «Коммуникация» позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач с другими областями. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Эффективность освоения детьми программы определяется в соответствии с промежуточными и итоговыми результатами освоения детьми содержания ОО «Коммуникация» раздела «Развиваем речь и коммуникативные способности детей».

Диагностический инструментарий освоения детьми ОО «Коммуникация» разработан на основе методических рекомендаций Н.Б. Вершинина «Комплексная диагностика уровней усвоения программы «Детство» под редакцией В. И. Логиновой». Диагностика проводится со 2 младшей группы (в конце учебного года) по подготовительную группу (в начале и в конце учебного года).

Список литературы:
1. Г.Я. Затулина «Конспекты занятий по развитию речи. Первая младшая группа. Учебное пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008. – 160с.
2. Г. Я. Затулина. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Средняя группа. Москва: Центр педагогического образования, 2007. – 144 с.
3. Г. Я. Затулина Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Старшая группа». Учебное пособие. М., Педагогическое общество России, 2007 – 167с.
4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Кн. для воспитателя дет. сада. – 2 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989. – 111с.
5. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1983. – 144с.
6. Конспекты занятий по обучению пересказу Л. Лебедева (подготовительная группа)
7. Лебедева Л.В. - Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. М., Центр педагогического образования, 2009.
8. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Младшая и средняя группы. М.: Школьная Пресса, 2004. – 128с.
9. Развитее речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ СФЕРА, 2007. – 144с.
10. Развитие речи. Тематическое планирование занятий. Авт. сост. В. Ю. Дьяченко и др. – Волгоград: Учитель, 2007 – 238с. (подготовительная группа)
11. Т. М. Бондаренко - Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2005 – 666с.
12. Удивительные истории Л.Б. Белоусова. Детство-пресс. Год выпуска: 2003
13. ДМ № 3.1 «Детские забавы»
14. ДМ № 19

Похожие статьи