Форма правления. Основные формы правления государства Как называлась форма правления

Форма государства – способ организации и осуществления государственной власти .

От нее зависит, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов. Форма государства складывается их 3 элементов:

1) формы государственного правления;

2) формы государственного устройства;

3) политического режима.

При этом форма правления и форма государственного устройства раскрывают структурную сторону государства, а политический режим – его функциональную сторону.

Форма правления – это организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Различают две формы государственного правления: монархию и республику (рис. 5).

Монархия (от греч. mono arches – единовластие) – форма государственного правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках одного лица – главы государства, как правило, наследственного правителя, монарха.

Признаки монархической формы государственного правления:

1. Существование единоличного носителя верховной государственной власти.

2. Династическое наследование верховной власти.

3. Пожизненная принадлежность власти монарху.

4. Независимость монархической власти по ее природе от личных достоинств и качеств государя, восприятие ее как атрибута престола, передаваемого по наследству.

Существует неограниченная (абсолютная) и ограниченная (конституционная) монархия.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. Монарх выступает единственным носителем суверенитета, обладает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Абсолютные монархии не являются единоличными диктатурами. Властвование монарха ограничено в этом случае обычаями, религиозными и этически предписаниями, требованиями церемониала, т. е. имеет традиционный характер. Все эти ограничения выступают в качестве морального долга монарха, их нарушение не влечет юридической ответственности.

В настоящее время абсолютная монархия практически не встречается, за исключением нескольких государств (Оман, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Катар, Кувейт, Бруней). Некоторые из этих стран имеют конституции, в которых зафиксировано, что вся полнота власти принадлежит монарху. В этих странах есть парламенты, иногда избираемые населением (только мужчинами), но их решения нуждаются в обязательном утверждении монархом.

Форма государства

Форма правления

Монархия

Республика

Абсолютная

Ограниченная

(конституционная)

Президентская

Парламентская

Дуалистическая

Парламентская

Смешанная

(президентско-парламентская)

Рис. 5. Формы правления.

Ограниченная (конституционная) монархия предполагает ограничение власти монарха парламентом. В зависимости от степени такого ограничения выделяют дуалистическую и парламентскую монархии.

При дуалистической монархии (Иордания, Кувейт, Марокко) полномочия главы государства ограничены в законодательной сфере, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. Монарх вправе назначать правительство, которое ответственно перед ним. Судебная власть также принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой. Монарх имеет право абсолютного вето на законы, поэтому говорить здесь можно только об урезанном разделении властей. Монарх может также издавать указ, имеющий силу закона, и может распустить парламент, заменяя тем самым дуалистическую монархию на абсолютную.

Дуалистическая монархия – это переходная форма между абсолютной и парламентской монархиями, поэтому многие дуалистические монархии эволюционируют в парламентские.

Парламентская монархия является наиболее распространенной в странах современного мира. Она существует обычно в демократических высокоразвитых государствах, где реально разделена власть при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью.

В таких государствах главой остается монарх, который не обладает реальными самостоятельными полномочиями по управлению страной. Полномочия главы государства носят преимущественно представительский, церемониальный характер. Несмотря на отсутствие у него реальных властных полномочий, монарх все же оказывает определенное влияние на политические процессы в качестве своеобразного арбитра.

При парламентской монархии власть главы государства практически не распространяется на законодательство и значительно ограничена в сфере исполнительной власти. Правительство формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху (Великобритания, Швеция, Дания, Бельгия, Япония и др.).

Выполняя различные общественные функции морального характера, монархия может сохранять важную политико-правовую роль. Прерогативы монарха являются символом единства государственного суверенитета. Фигура монарха как бы сосредоточивает в себе ключевые властные полномочия, делегируемые государству высшим сувереном – народом. А исполнение тех или иных властных полномочий происходит уже независимыми друг от друга ветвями власти, действующими на основании прерогатив Короны или наряду с ними.

Главенствующей формой правления в современном мире является республика. Исторически она возникла гораздо позже монархии. Если монархия отражала представление о власти как феномене высшей, божественной природы, то республиканизм стал наиболее логичным выражением теории общественного договора. Источником власти, сувереном в этом случае рассматривается народ, а все органы власти являются производными от его воли.

Республика (лат. res publika – общее дело) – форма государственного правления, в которой органы власти формируются по принципу их выборности народом; высшая власть принадлежит выборным представительным органам, а глава государства избирается населением или представительным органом.

Для республиканской формы правления определяющими являются следующие черты:

1. Производность государственной власти от суверенитета народа.

2. Выборность высших органов государственной власти, коллегиальный, коллективный характер их деятельности.

3. Наличие выборного главы государства.

4. Избрание органов верховной государственной власти на определенный срок.

5. Юридическая ответственность всех ветвей власти, в том числе главы государства.

Выделяют президентские, парламентские и смешанные (президентско-парламентские или полупрезидентские) республики. Их ключевые различия определяются не только конфигурацией высших государственных органов и границами их прерогатив. Каждая из республиканских форм правления предполагает определенный стиль осуществления властных полномочий, степень элитарности государственного управления, его централизации (децентрализации), наличие сдерживающих механизмов, защищающих гражданское общество от возможного политического диктата со стороны государства, их жесткость или формализованность, локальность.

Президентская республика – форма государственного правления, при которой президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти (правительства) (США, Филиппины, Мексика, Зимбабве, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.).

Устройство президентской республики характеризуются следующими чертами.

1. Законодательная и исполнительная власти избираются в отдельном порядке (на основе прямых всеобщих выборов или, в отдельных случаях, коллегией выборщиков), т. е. одна власть не может быть избрана другой.

2. Президент одновременно является главой государства и правительства (должность премьер-министра отсутствует). Он обладает правом самостоятельно формировать правительство в качестве своей администрации или отдельной ветви исполнительной власти; правительство ответственно непосредственно перед президентом и подконтрольно ему в своей текущей деятельности.

3. Реализация наиболее последовательного и жесткого варианта разделения властей – на основе «сдержек и противовесов», включая отсутствие или существенное ограничение права президента на роспуск парламента, отсутствие права парламента на смещение правительства, чрезвычайный характер права парламента на смещение президента (процедура импичмента).

4. Сохранение преобладания парламента в области законодательной деятельности при существовании значительных прерогатив президента в этой сфере (включая право отлагательного вето на законы, требующее преодоления квалифицированным большинством парламента).

      президент по своему усмотрению определяет внешнеполитический курс своего правительства;

      имеет право на законодательную инициативу или право вносить предложения по законодательству;

      имеет право вето на законы, принятые парламентом;

      по должности является главнокомандующим;

      является главой правящей партии и руководствуется в политике ее курсом.

Парламентская республика – форма государственного устройства, при которой в условиях разделения властей ведущая роль в политической жизни общества принадлежит парламенту.

Парламентская республика (Эстония, Молдова, Индия, Италия, ФРГ, Венгрия, Чехия, Словакия и др.) представляет собой форму правления с ведущей ролью парламента. Избираемый на основе всеобщего прямого избирательного права и отражающий весь спектр влиятельных партийно-политических группировок, он обладает верховенством в системе разделения властей. Сильный парламент может в наибольшей степени «оттягивать» на себя реальные властные полномочия, приобретая ключевое положение не только в законодательном, но и во всем политическом процессе. При образовании устойчивого правового статуса правительства его глава (как правило, являющийся и лидером правящей партии или парламентской коалиции) может стать ключевой политической фигурой в государстве. Такая система государственного управления имеет возможность превратиться в не менее «сильную», нежели президентская республика (например, «канцлерская республика» в ФРГ). Но в случае политической раздробленности самого парламента, неустойчивости коалиций и активной фракционной борьбы парламентская республика может стать символом политически «слабого», конфликтного государства (Италия).

Устройство парламентской республики характеризуется следующими чертами.

1. Преобладание принципа верховенства парламента, в том числе в системе разделения властей.

2. Политическая ответственность правительства перед парламентом, что, в частности предполагает формирование правительства законодательным органом из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте), право парламента выразить вотум доверия либо вотум недоверия правительству в целом, главе правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), министру.

3. Премьер-министр, возглавляющий правительство и представляющий самую крупную фракцию в парламенте, является наиболее влиятельной политической фигурой; право парламента на смещение правительства затруднено с точки зрения процедуры его принятия.

4. Президент как глава государства избирается парламентом или коллегией выборщиков, образуемых парламентом, т. е. не избирается на основе прямых выборов.

5. Президент является главой государства, но не главой правительства, его прерогативы сокращены, в том числе в области законодательного процесса, роспуска парламента, контроля деятельности правительства и его состава.

Особенности полномочий президента:

      президент может распускать парламент и назначать внеочередные выборы в тех случаях, когда парламент выражает недоверие правительству;

      имеет право на законодательную инициативу, согласованную с правительством;

      не имеет права вето на законы, принятые парламентом;

      представляет государство в сфере внешней политики и согласовывает свои действия с внешнеполитическим курсом правительства;

      в своей деятельности не зависит от партий;

      не может уволить главу правительства; по рекомендации главы правительства может увольнять членов правительства;

      играет роль политического арбитра, координатора деятельности государственных органов и посредника между ними в случае возникновения конфликта.

Парламентский режим функционирует стабильно в том случае, если большинство в парламенте имеет одна политическая партия или устойчивый блок близких по взглядам и целям политических партий.

Смешанная (полупрезидентская) республика сочетает черты парламентской и президентской (Франция, Португалия, Коста-Рика, Эквадор, Перу, Турция, Венесуэла, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.).

Ее отличительная особенность заключается в двойной ответственности правительства – и перед президентом, и перед парламентом. Преобладание той или иной ветви власти обеспечивается распределением их прерогатив в области контроля над правительством:

      кто назначает состав кабинета – президент или премьер-министр, представляющий наибольшую парламентскую фракцию;

      кому принадлежит инициатива выражения вотума недоверия правительству – исполнительной или законодательной власти;

      каковы юридические последствия такого вотума – обязанность президента или его право на роспуск парламента в случае выражения вотума.

Сами президент и парламент избираются при такой форме правления, как правило, на основе всеобщих прямых выборов и не обладают широкими возможностями по взаимному контролю. Суть полупрезидентской модели сводится к сильной президентской власти в условиях несколько меньшей степени разделения властей, чем в президентской республике. Президент здесь может при определенных обстоятельствах распустить парламент, а парламент вправе выразить недоверие правительству. Президент имеет широкий круг полномочий, который дает ему возможность активно вторгаться в политическую жизнь государства.

Особая разновидность республиканской формы правления – теократическая республика . Для нее характерно юридическое закрепление участия духовенства в непосредственном управлении государством. Например, Конституция Исламской Республики Иран 1978 г. предусматривает наряду с постом президента пост факиха – духовного руководителя иранского народа. Его решения обязательны для светской власти и оказывают решающее влияние на ведение государственных дел.

"Территория", "население", "власть" представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весьма существенно отличаются друг от друга с точки зрения своей внутренней организации, что выражается в понятии "форма государства".

Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающей форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Если категория "сущность государства" отвечает на вопрос: в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория "форма государства" трактует вопросы о том, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

От формы государства в значительной степени зависит политическая жизнь в обществе, устойчив ость государственных институтов.

Форма государства - это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

Элементами формы выступают форма правления, форма государственного устройства, политический (государственный) режим.

Формы правления

Форма правления - это организация высших органов государства, порядок образования и взаимоотношения, степень участия граждан в их формировании.

По формам правления государства подразделяются на монархии и республики . В монархиях полномочия главы государства - монарха (царя, короля, императора, шаха, султана и т.п.) приобретаются по наследству и осуществляются им единолично и пожизненно.

Различают неограниченные и ограниченные монархии. В неограниченных монархиях единственным носителем суверенитета государства является монарх. Неограниченными были деспотические монархии рабовладельческих государств Древнего Востока, а также абсолютные (самодержавные) монархии последнего периода эпохи феодализма.

В ограниченных монархиях наряду с монархом носителями суверенности государства являются другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства. К ограниченным относились сословно-представительные монархии эпохи феодализма. В настоящее время таковы конституционные монархии - Англия, Бельгия, Швеция, Япония и другие.

Республика - такая форма правления, при которой главой государства является избранный на определенный срок единоличный или коллективный орган. Глава государства в республике признается ответственным перед избравшим его органом или населением.

Республики бывают парламентские и президентские . Названия эти до некоторой степени условны. Дело в том, что в той и в другой форме есть как парламент, так и президент. Однако реальные полномочия в этих формах неодинаковы. В парламентской республике (например, в Германии, Италии и др.) президенту принадлежат в основном символические функции. В парламентской республике исполнительная власть принадлежит не президенту, а правительству во главе с премьер-министром (канцлером, председателем совета министров и т.п.). Правительство формируется на основе парламентского большинства. Исполнительную власть таким образом осуществляет кабинет, ответственный перед парламентом. Парламент может принять вотум недоверия правительству, которое в таком случае уходит в отставку. Здесь роль президента в значительной степени аналогична положению монарха в парламентской монархии: король царствует, но не правит.

В президентских республиках, наоборот, президент является главой государства и правительства (например, в США).

Существует промежуточный, компромиссный вариант между парламентской и президентской республикой (полупрезидентская республика), например, во Франции. Наряду с правительством, возглавляемым премьером и ответственным перед парламентом, во Франции есть и президент с некоторыми прерогативами, отличающими его от президента в обычной парламентской республике.

Формы государственного устройства

Форма государственного устройства - это внутренняя структура государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей . Различают следующие формы государственного устройства: унитарную, федеративную, конфедеративную.

Унитарное государство - простое цельное, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета. В этом государстве существует единая система высших органов и единая система законодательства. В настоящее время к унитарным государствам относятся Англия, Франция, Бельгия, Швеция и др.

Федеративное государство - сложное союзное государство, части которого являются отдельным государством или государственными образованиями, обладающими в той или иной мере государственным суверенитетом, признаками государственности. В нем наряду с высшими органами федерации и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство частей, членов (субъектов) федерации.

Современные федерации - США, Россия, Индия и др.

Конфедерация - союз государств, образуемый для определенных (как правило, временных - политических, военных) целей. Конфедерация представляет собой объединение двух или более государств, при котором союзные органы лишь координируют деятельность государств - членов конфедерации - и только по тем вопросам, для разрешения которых они объединялись. Главная ее особенность заключается в отсутствии общего для объединившихся государств центрального государственного аппарата, который бы направлял по общему пути все законодательство и управление государств, а также в том, что каждое государство (член конфедерации) сохраняет за собой право вступать в дипломатические, торговые и военные соглашения с иностранными государствами.

Государственно-правовой режим

Государственно-правовой режим есть совокупность средств и способов осуществления политической власти, выражающих ее содержание и характер . Примеры государственно-правовых режимов - деспотия, аристократия, фашизм, демократия. Все государственно-правовые режимы с теми или иными вариациями распадаются на две большие группы - демократические и авторитарные.

Государственно-правовой режим - важнейший элемент формы государства. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на формы правления и государственного устройства.

Демократический государственно-правовой режим - это государственная власть, основанная на принципе подчинения меньшинства большинству, где решения принимаются большинством с одновременным уважением прав меньшинства.

Авторитарный государственно-правовой режим - это осуществление государственной власти в противоречии с демократическими нормами и институтами, реализация правителем власти по своему произволу, без учета мнения большинства.

Контрольные вопросы

  • 1. Какие структурные элементы входят в понятие "форма государства"?
  • 2. В чем различие между монархией и республикой?
  • 3. Чем отличается унитарное государство от федерации?
  • 4. Назовите основные признаки авторитарного режима.

В современном мире существует около 200 государств. Принципы правления в них далеко не одинаковы. Во главе одной страны стоит президент, в другой все важные вопросы решает парламент, а где-то на верхушке власти стоит султан или король. Какие виды управления государством существуют? Чем они отличаются друг от друга?

Формы правления государства: понятие и виды

У каждого государства есть определённый механизм, модель, согласно которой осуществляется контроль и управление обществом. Одним из элементов этой модели является форма правления. Она определяет, кому принадлежит власть в стране. Существует два основных вида гос. управления: монархический и республиканский. Первый представляет собой систему, где во главе стоит единственный правитель, или монарх. Его могут называть королём, султаном, царём и т. д., но суть от этого не меняется.

В республике власть представлена специальными выборными органами, состоящими из большого количества людей. Источником власти в таком случае выступает не монарх и его воля, а народное большинство. Оба вида правления очень древние. Монархия существовала в Древнем Египте, Китае, Японии и т. д. Примером другого вида может служить Афинская демократия и Римская республика. Иногда одно государство объединяет черты обеих форм. Такие виды правления называют гибридными, или смешанными.

Монархия

При монархическом правлении власть полностью или же частично принадлежит одному лицу. В зависимости от особенностей структуры государства, пост главы передается по наследству. Монарх считается олицетворением своей нации. В большинстве случаев он занимает должность пожизненно и передает её потомкам. В своих решениях он остается независимым, а принятие государственных происходит только по его воле.

Монарха нередко отождествляли с Богом или Его посланником, который руководствуется волей Всевышнего. Благодаря этому глава страны был неприкасаемым, а его приказы выполнялись безоговорочно. При таком виде правления высшее государственное лицо не зависит от народа и отдалено от него. В случае недовольства (при традиционной монархии) у населения практически нет рычагов давления. Повлиять на суверена зачастую можно лишь бунтами, восстаниями, забастовками.

Виды монархии

В мире существует около 44 монархий. Этот вид правления в государстве поддерживается в основном в Европе (Великобритания, Дания, Лихтенштейн, Швеция) и Азии (Бруней, Кувейт, Катар и т. д.). Но по своей структуре монархии тоже бывают разные:

  • абсолютные;
  • конституционные;
  • теократические.

При абсолютной монархии власть в полной мере принадлежит суверену. Он сам назначает правительство и принимает все важные решения. Такая форма близка к диктатуре и сейчас действует в Омане, Брунее, Свазиленде, Саудовской Аравии и Катаре.

Теократия - редкий тип правления, который сейчас действует в Ватикане. При ней монарх является главой не только правительства, но и духовенства. Считается, что все решения принимаются по указанию Господа.

В конституционной монархии власть суверена ограничивается традициями, правовыми нормами или конституцией. Она бывает парламентской (Великобритания) или дуалистической (Иордания, Марокко). В первом случае монарх является лишь представительным лицом, а решение принимает парламент, во втором монарх тоже обладает определёнными полномочиями.

Республика

В республике глава правительства, президент, не наследует власть. Он избирается народом или назначается выборными организациями (парламентом, радой и т. д.) на определённый срок. При таком виде правления население обладает политическими правами и личной свободой. Республику часто отождествляют с демократией, но это ошибочно. Тем не менее главным источником власти в ней является народ. Правительство несёт юридическую ответственность, оно подотчётно гражданам, и его действия должны соответствовать их воле.

Если власть не соответствует ожиданиям населения, народ имеет официальные рычаги давления на неё, а также может потребовать смены правящего аппарата. Все выборные органы в республике обладают определённым сроком полномочий.

Виды республик

В прошлом преобладал монархический вид правления, но сейчас большинство стран - республики. Всего их насчитывается около 140. Среди них выделяют:

  • президентские;
  • парламентские;
  • смешанные.

В президентской республике (США, Камерун, Кот - д " Ивуа́р , большинство латиноамериканских государств) главная роль принадлежит президенту. Он избирается народом, является главнокомандующим военных сил и представительным лицо страны на мировой арене. Президент формирует правительство, подает законопроекты в парламент и утверждает их. Раньше срока сместить его с поста парламент может при помощи импичмента.

В парламентской республике президент обладает меньшими полномочиями. Главу государства, как правило, выбирает парламент или специальный орган. Президент является лишь представительным лицом, вся реальная власть принадлежит парламенту. Правительство также подконтрольно ему, а не главе страны. Среди современных парламентских республик находится Австрия, Турция, Швейцария, Суринам, Ботсвана.

Принципы смешанных республик отличаются в разных странах. Главной их чертой является взаимная подотчётность парламента и президента. Они контролируют действия друг друга. Парламент может предъявить главе правительства вотум недоверия, а тот, в свою очередь, имеет право распустить парламент.

Гибридные виды правления

Среди смешанных форм правления выделяют:

  • республиканскую монархию;
  • монархическую республику.

К первому типу относятся, например, ОАЭ и Малайзия. По структуре такие страны являются федерациями и состоят из нескольких равноправных образований (республик, штатов и т. д.). Их главы, монархи, могут быть избраны на пост верховного правителя государства. Как правило, срок полномочий монарха строго ограничен (в ОАЭ и Малайзии - 5 лет).

Туркменистан, Казахстан, Гамбия, КНДР являются суперпрезидентскими, или монархическими республиками. Номинально в этих странах существует принцип разделения ветвей власти, но в реальности он не соблюдается. Их главы обладают неограниченной пожизненной властью. Они могут избираться или перенимать пост по наследству, но обычно без участия народа.

Форма государственного правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.

Форма государственного правления дает возможность выяснить: 1) как создаются высшие органы государства и каково их строение; 2) какие принципы положены в основу взаимоотношений между высшими и другими государственными органами; 3) как строятся отношения между высшей государственной властью и населением страны; 4) какова степень участия населения в формировании органов власти; 5) в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечить права и свободы граждан и другие.

В зависимости от ответов на эти вопросы можно говорить о различные формы государственного правления: единоличные, наследственные, республиканские, коллегиальные, выборные и тому подобное. Различия между этими формами правления заключаются, например, в том, что в монархиях глава государства наследственный и постоянный, а в республиках - выборный на определенный срок. В абсолютных монархиях конституция и парламент отсутствуют, разделение властей не существует, вся полнота власти концентрируется в руках монарха. В дуалистических монархиях законодательным органом является парламент, а управление страной возглавляет король, перед которым (а не перед парламентом) несут ответственность министры. В президентских республиках отношения главы государства, парламента и правительства напоминают отношения в дуалистической монархии, а место короля занимает выборный президент. В парламентских республиках отношения напоминают отношения в парламентских монархиях и тому подобное.

В современных условиях создаются смешанные (гибридные) формы правления, которые обеспечивают стабильность управления страной. При этом ликвидируются частые смены правительства, консолидируются партии. Вместе с тем такая форма правления имеет и свои недостатки: возникают коллизии, несогласованности, которых не было в отработанных (классических) формах правления. Нарушаются стандарты разделения властей. Так, в президентских республиках создания смешанной формы правления повышает роль парламента и усиливает его контроль за деятельностью правительства. В парламентских республиках при создании смешанных форм правления значение парламента падает, усиливается власть президента, и нет достаточных гарантий против президентского всевластия: все зависит от личных качеств конкретного президента.

Порядок замещения главы государства определяет две формы правления : монархию и республику. их разновидности определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти в конкретной стране.

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, приобретает ее на основе, как правило, кровнородственного наследования. История мировой цивилизации знает такие виды монархий: абсолютная и конституционная. Абсолютная монархия (абсолютизм) - это никем и ничем не ограниченная власть. Обладатель сосредоточивает в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной, а в некоторых странах - духовной, религиозной власти. Если кроме монарха в государстве есть другие высшие государственные органы (парламент), это ограниченная монархия (конституционная, парламентская или дуалистическая).

Признаки классической монархической формы правления: 1) власть не предоставляется монарху кем-либо из людей или социальной институтом, а приобретается в результате своего происхождения, или лицо наделяется властью "от создателя"; 2) существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью всю жизнь; 3) наследственный порядок преемственности верховной власти; 4) владычества по своему усмотрению; 5) юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. В период феодализма она становится основной формой правления. В дальнейшем она сохраняет только традиционные, в основном формальные черты монархического правления.

Разновидности монархической формы правления: 1) древневосточная; 2) древнеримская; 3) феодальная (средневековая) 4) конституционная (парламентская, дуалистическая) 5) выборная; 6) теократическая (божественная).

Древневосточная монархия. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общинного строя, патриархального быта. Рабовладение носило коллективный (семейный) характер, и только государственные рабы принадлежали монарху. Организация государственной власти в странах Давньго Востока получила название Восточной деспотии. Деспотия - такая форма правления, при которой деспот пользуется неограниченной наследственной властью в отношении своих подданных и опирается на военно-бюрократический аппарат.

Древнеримская монархия выступала в форме империи, и в своем развитии прошла два этапа: периоды принципата и домината. В период принципата формально сохранялись республиканские формы правления и учреждения республики. Законодательная власть концентрировалась в руках императора. Кроме того, он выполнял полномочия любой другой высшего должностного лица. Во II веке н. е. в Риме была установлена ограниченная монархия - доминант. Исчезли республиканские учреждения, управления государством сконцентрировалось исключительно в руках императора, который сам назначал исполнителей - чиновников. Император опирался на разветвленный административный, судебный, военный аппарат.

Средневековая монархия проходит три периода своего развития: раннефеодальной, сословно-представительный и абсолютизм. Раннефеодальная монархия как форма государственного правления возникла из родовое-общинных отношений у народов Европы, не знали рабства. Государство характеризовалась слабой централизованной властью, раздробленностью территории. В XIII-XVII вв. в странах Европы получила распространение сословно-представительная монархия. Наряду с достаточно влиятельной властью короля существовали собрание представителей ведущих слоев населения (состояний). Они выполняли совещательную, а иногда и финансовую и законодательную функции при монарху. Такие сборы возникали вследствие преодоления феодальной раздробленности и создание централизованной монархии. В XV-XVI вв. в западноевропейских странах сформировалась абсолютная монархия. Государственная верховная власть по закону принадлежала одному лицу. Происходило объединение вокруг монарха феодалов и буржуазии. Основным признаком абсолютной монархии было отсутствие каких-либо органов, которые ограничивали компетенцию монарха.

Вследствие бурных революций XVII-XVIII вв. в Европе возникла конституционная монархия. Как форма правления конституционная монархия распространилась в период становления буржуазного общества. При такой форме правления власть монарха значительно ограничивалась представительным органом. Обычно такие ограничения устанавливались конституцией. Монарх не имел права менять конституцию. Разновидностями конституционной монархии были и есть: парламентская (парламентская) и дуалистическая.

Парламентская монархия характеризуется следующими признаками: 1) правительство формируется из представителей партий, получивших большинство голосов на выборах в парламент; 2) лидер партии, имеющей наибольшее число депутатских мест в парламенте, становится главой государства; 3) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической; 4) законодательные акты принимаются парламентом, монарх их подписывает; 5) правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Парламентская монархия - это такая форма правления, существует, как правило, в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался обычно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды Швеция, Канада, Австралия и другие). Здесь можно видеть развитие разделения властей при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью, демократический или по крайней мере либеральный политический режим. Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (его нижней палаты), а монарх, соответственно, вынужден назначать главой правительства лидера партии (коалиции партий), имеет в парламенте (нижней палате) большинство мест.

Монарх при такой форме правления "царствует, но не правит". Право вето относительно законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, им или в практике не используется, или же он применяет это право по указанию правительства. Как правило, монарх лишен возможности действовать самостоятельно, и все акты, исходящие от него, обычно готовятся правительством и закрепляются его головой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за конкретный акт, потому что правота монарха не может ставиться под сомнение (в Великобритании это выражается принципом "король не может быть неправ»).

Главная отличительный признак парламентской монархии - это политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку или должен быть отправлен в отставку монархом. Но обычно это полномочия уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы, с тем, чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью решил народ: если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство из его сторонников, а если же избиратели с правительством не согласятся, то и состав будет соответствующим, а правительство будет заменено.

Изложенная система отношений между монархом, парламентом и правительством характеризует парламентский режим или парламентаризм. Но этот государственный режим действует только при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство. Такая ситуация традиционно наблюдается, например, в Дании, Нидерландах. Чем шире партийная коалиция, составляет правительство, тем это правительство менее устойчив, так как тем сложнее достигать согласия между партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Иногда достаточно одной любой партии отозвать своих представителей из правительства, и он теряет необходимое большинство в парламенте (нижней палате) и, как правило, вынужден уйти в отставку. И наоборот, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия и другие) или многопартийная система с одной партией, превалирует, (Япония в 1955-1993 pp.) И правительства в принципе однопартийные, парламентская модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством, но в действительности правительство, состоящее из лидеров партии, которые обладают в парламенте (соответственно нижней его палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма.

При такой форме правления как дуалистическая монархия, существуют две политические учреждения: монарх и парламент, которые делят между собой государственную власть. Эта двойственность (дуализм) заключается в том, что монарх юридически и фактически не зависит от парламента в сфере исполнительной власти. Правительство формируется монархом независимо от партийного состава парламента не отвечает перед парламентом. Дуалистическая монархия характерна для периода перехода от феодализма к капитализму и является попыткой примирения интересов различных слоев населения. Монарх является выразителем интересов феодалов, а парламент - буржуазии и других слоев. Монарх уже не имеет законодательной власти, но еще сосредоточивает в своих руках исполнительную власть и своей волей формирует правительство, ответственное перед ним. Парламент, которому конституция предоставляет реальные полномочия, не имеет никакого влияния ни на формирование правительства, ни на его состав, ни на его деятельность. В дуалистической монархии не существует парламентской ответственности правительства. Кроме того, законодательные полномочия существенно ограничиваются монархом, которому предоставляется право вето, право роспуска парламента, право назначения в верховной палаты. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой. Итак, юридически и практически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

В современных условиях страны, в которых трудно сразу выявить форму правления. Это связано с тем, что в таких странах на уровне регионов федерации есть элементы монархической формы правления, а на уровне страны в целом - республиканской. Такие страны относят к выборной монархии. Есть страны, где глава государства не является пожизненным, он не наследует власть, а переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система существует в Объединенных Арабских Эмиратах и Малайзии. В этих государствах глава государства переизбирается раз в пять лет. Государства остаются монархическими том, что главой государства может быть избран не любой гражданин, а только один из правителей составных частей федерации (местный монарх). На практике главой государства избираются поочередно султаны, через каждые 5 лет местный монарх переизбирается.

Теократическая монархия - это монархия, где духовный лидер является одновременно главой государства, которому принадлежит и политическая власть. Для обоснования такой власти обычно ссылаются на волю потусторонних сил (Ватикан).

Своеобразием отмечаются бывшие владения Великобритании (доминионы). Доминионы переняли главные принципы Британской конституционной модели и сохранили государственно-правовые связи с бывшей метрополией. Все они считаются парламентскими монархиями, но собственных монархов не имеют. Британский монарх является колониальным главой государства, а его функции в каждом из доминионов осуществляет генерал-губернатор. Генерал-губернатор формально назначается британским монархом по представлению правительства доминиона (Австралия).

Республика (от лат. Res publica - общественное дело) - это такая форма правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам, избираемых населением на определенный срок: парламенту, президенту; рядом с ними существуют независимое правосудие и муниципальное самоуправление.

Признаки республики : И) существование высших органов власти: единоличным коллегиального главы государства; 2) выборность на определенный срок главы государства и других органов государственной власти; 3) возможность участия граждан в управлении делами государства; 4) осуществление государственной власти не по своей воле, а по поручению народа; 5) разделение властей; 6) юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; 7) особая процедура принятия высшими органами власти своих решений (принятие законов через парламент) 8) обязательность решений высшей государственной власти; 9) авторитет власти.

Республика рассматривается как наиболее демократическая форма правления, поскольку считается, что полномочия любой ветви власти, любого высшего органа основаны на мандате народа. Республиканская форма правления впервые сформировалась в Афинском государстве. История знает примеры разделения республик на демократические и аристократические. В демократических республиках к формированию органов государственной власти формально (юридически) привлекаются все слои населения. Фактически эти права могут ограничиваться (цензы, подсчет голосов). В аристократических республиках большинство населения не только фактически, но и формально отстраняется от участия в формировании органов государственной власти.

Республики делятся также на: 1) парламентские; 2) президентские; 3) смешанные (парламентско-президентские или президентско-парламентские) 4) надпрезидентськи.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Правительство в парламентской республике формируется из представителей одной или нескольких партий, получивших большинство в парламенте, то есть персональный состав исполнительной власти отражает партийную структуру парламента. Глава государства (президент), как правило, не влияет на состав, политику правительства, формируется исключительно парламентом и подотчетно только ему. Формальной особенностью парламентской республики является наличие должности премьер-министра.

Главный признак парламентской республики, как и парламентской монархии - политическая ответственность правительства перед парламентом. Как и там, ответственность здесь солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его голове, тянет за собой отставку всего правительства. Вместо ухода в отставку правительство может потребовать от президента распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.

В государствах парламентского типа президент как глава государства избирается не всеми гражданами, а высшим законодательным органом, или вообще не избирается. Исполнительную власть возглавляет премьер-министр, который выдвигается политической партией или партийной коалиции, получившей большинство на парламентских выборах. Весь состав Кабинета Министров утверждается парламентом. В большинстве государств с парламентской формой правления закрепляется право роспуска парламента, которое принадлежит президенту или премьер-министру. Парламентская форма правления дает возможность представлять в правительстве различные политические силы, но это может быть недостатком в тех странах, где ни одна из политических сил не может получить стабильного большинства. Правительства таких государств часто меняются (Италия). Преимуществом парламентарной республики является ответственность правительства перед парламентом.

С появлением должности президента появляются президентские республики. Президент, как правило, является главой государства в республиканских государствах соответствует монарху в государствах монархических. Такая форма правления распространена и сейчас установлена во многих странах. Эта форма правления напоминает дуалистическую монархию, тем более, что впервые создавалась в США по ее примеру (Великобритания в то время была дуалистической монархией). Президентская республика характеризуется, как правило, сочетанием в одних руках президента полномочий главы государства и главы правительства и теоретически базируется на принципе жесткого разделения властей. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и имеют значительную самостоятельность относительно друг друга.

Формальным признаком президентской республики является отсутствие поста премьер-министра. В некоторых президентских республиках создается особая должность административного премьер-министра (Египет, Перу, Турция и другие), но не он определяет политику правительства, это делает президент, остается его фактическим руководителем. Президент председательствует на официальных заседаниях правительства, премьер-министр знает оперативной деятельностью правительства и ведет его неофициальные заседания (в некоторых странах каждый раз только по поручению президента). Создание такой должности позволило установить ответственность правительства в целом, а не только отдельных министров, перед парламентом, оставляя при этом в неприкосновенности положение фактического руководителя государства - президента. Однако, хотя правительство и ответственный перед парламентом, назначает его президент без согласия последнего. При выражении вотума недоверия премьер-министру или всему составу правительства в ряде стран президент должен отправить правительство в отставку.

В президентской республике президент избирается беспартийным путем, состав правительства формируется независимо от партийного состава парламента главой государства единолично или с одобрения верховной палаты парламента. Президент руководит правительством сам или через назначенного им премьер-министра, который подлежит утверждению всем парламентом. Правительство несет ответственность перед президентом. У президента отсутствует право роспуска парламента.

Законодательная и исполнительная власть в президентской республике получают свой мандат непосредственно от народа. Главой исполнительной власти является президент, избираемый народом, и объединяет эти функции с функциями главы государства. Правительства как коллегиального органа, как правило, нет, министр по отдельности подчинен президенту. Судьи как высшие должностные лица судебной власти назначаются президентом с согласия парламента (его верхней палаты), который при этом руководствуется не политическими взглядами кандидата, а его компетентностью и моральными качествами. Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может устранять самостоятельно: нельзя заставлять его работать с тем, с кем он работать не хочет и не может.

Главным признаком президентской формы правления выступает отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за политику, которую она проводит. Парламент не может освобождать его должностных лиц, если они не нарушили закона. Для своей деятельности они не нуждаются политического доверия парламента. Вот почему в президентских республиках мы нередко наблюдаем ситуацию, когда президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая партия. И они вынуждены сотрудничать, потому что ни одна из ветвей власти не может конституционным путем устранить другую (освобождение парламентом должностных лиц исполнительной и судебной власти путем импичмента возможно лишь при условии допущения с их стороны серьезных правонарушений).

Система сдержек и противовесов проявляется, в том, что президент может тормозить законодательную деятельность парламента путем наложения на принятые им законы отлагательного вето, для преодоления которого необходимо квалифицированное большинство голосов. В свою очередь парламент (его верхняя палата) может помешать назначению президентом должностных лиц или отказать в ратификации заключенных президентом международных договоров. Судебная власть контролирует конституционность и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как исполнительной, так и законодательной властями.

Преимущества президентской формы правления: 1) сильная единая исполнительная структура (правительство возглавляет глава государства); 2) стабильность правительства не зависит от соотношения сил в парламенте; 3) четкое разделение властей. Но президентская форма имеет и существенные недостатки : 1) тяготение к авторитаризму, попытка сконцентрировать власть в своих руках; 2) исполнительная власть пытается выйти из-под парламентского контроля.

Смешанная форма правления сочетает в себе элементы как парламентской, так и президентской республик. В государствах с такой формой парламент и президент разделяют свой контроль и свою ответственность в отношении правительства. Президент как глава государства избирается народом. Исполнительную власть возглавляет премьер-министр. Кандидатуру премьер-министра предлагает парламенту президент, но парламент может не утвердить эту кандидатуру. Правительство формируется премьер-министром и утверждается парламентом. При такой форме правления президент может быть представителем одной политической силы, а премьер-министр и его кабинет - другой.

Существование смешанной формы правления объясняется компромиссом между желанием допустить к власти больше политических сил и необходимостью сохранения парламентской стабильности в государстве. Кроме того, тенденции к смешанных форм связаны с необходимостью конституционного снижение роли президента в президентских республиках и повышения этой роли в парламентских республиках.

Существенным недостатком смешанной формы правления является противостояние между президентом и парламентом (связано с желанием сконцентрировать власть в одних руках). Эта форма правления эффективна при условии, что правительство опирается на парламентское большинство и президент придерживается этой политической ориентации.

При смешанной форме правления является предусмотрены конституциями некоторые ограничения роли президента парламентом, прежде всего по вопросам, касающихся назначения премьер-министра и парламентской ответственности правительства.

В отличие от парламентарной республики, где самостоятельная роль президента незначительна и он не обладает никакой исполнительной властью, и в отличие от президентской республики, где он является главой исполнительной власти, в смешанной полупрезидентской республике заметно стремление "вывести" президента за пределы этой жесткой полярной схемы, за пределы традиционной концепции разделения властей. Основные законы, принятые при активном участии президентов-лидеров, закрепляют значительную личную власть президента, его самостоятельность,. и вместе с тем устанавливают определенное, хотя и незначительное, ограничения его действий и подчиненных ему министров полномочиями парламента. В целом, однако, конституции пытаются поставить президента, его власть вне обычной триады, наделяя его как главу государства кроме исполнительно-распорядительных полномочий, самостоятельными нетрадиционными полномочиями (широкие нормотворческие и особенно исключительные арбитражные и объединительные полномочия).

Надпрезидентська республика (монократический) - это разновидность президентской формы правления. Признаки такой республики: 1) сосредоточение всей полноты власти в руках президента, он и глава исполнительной власти и лидер правящей политической партии; 2) ничем не ограниченное право роспуска парламента; 3) право назначать и увольнять руководителей местных администраций, судей; 4) право вводить режим чрезвычайного положения; 5) невозможность смещения президента со своего поста; 6) отсутствие системы сдержек и противовесов ветвей власти; 7) направление всех государственных структур на установление монократический режима, где отсутствует демократия, права и свободы граждан носят формальный характер. В надпрезидентських республиках конституции предусматривают периодическое переизбрание главы государства.

В современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым присущ элемент монархии - неизменность главы государства. В таких монократический республиках конституции закрепляют пожизненных президентов, глав государств. Начало такому явлению было положено в Индонезии (Президент Сукарно). Затем социалистическая Югославия в 1963 г.. Предусмотрела в Конституции, что переизбрание не распространяется на первого Президента - Иосифа Броз Тито. В 1986 г.. На Филиппинах неизменным провозгласил себя Президент Маркос. Это явление распространилось во многих азиатских и африканских республиках. В КНДР последний сын президента еще при жизни отца провозглашается его преемником. В 1999 г.. Парламент Туркмении принял конституционный закон, где закрепил за Туркменбаши С. Ниязовым полномочия без ограничения срока.

Форма правления - структура и правовое положение высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними. Главным определяющим признаком формы правления является правовой статус главы государства (выборный и сменяемый в республике, наследственный в монархических государствах) .

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, распределение компетенции между ними и порядок их образование.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

  • - как создаются высшие органы государства, и каково их строение
  • - как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами
  • - как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны
  • - в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:

  • - монархические (единоличные, наследственные)
  • - республиканские (коллегиальные, выборные).

В конечном счете, характер формы правления зависит от типа общества. Монархия представляется естественной формой правления в обществах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством централизованной государственной власти. Там, где форма правления не сопряжена с иерархической системой феодальной собственности на землю и ее верховным собственником в лице самого монарха, она принимает вид деспотии (например, государства восточных деспотий, основанных на азиатском способе производства). Республиканская форма правления характерна для обществ, основанных на обменных отношениях между свободными, политически равными субъектами-собственниками.

Л. И. Спиридонов выделяет форму правления тоталитарного государства, как отдельный вид формы правления: «Поскольку особенности устройства верховной власти тоталитарного государства не охватываются ни понятием монархии, ни понятием республики, эти признаки дают основание для выделения третьего вида формы правления - формы правления тоталитарного государства . Однако далее он говорит: «Форма правления тоталитарного государства обычно является извращенной формой республики». Представляется более правильным отнести, все же, такие государства к нетрадиционным формам республиканского правления.

Монархия. Монархия - форма государственного правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха; власть монарха передается в порядке престолонаследования .

Основными признаками классической монархической формы управления являются:

  • - существование единоличного носителя верховной власти - монарха, пользующегося, как правило, своей властью пожизненно (фараона, царя, короля, императора, шаха, эмира, великого князя)
  • - наследственный порядок преемственности верховной власти, регулируемый обычаем или законом о престолонаследовании
  • - представительство государства монархом по своему праву, не производному от власти народа (чаще всего подчеркивается божественное происхождение монарха, благодаря чему царь становится помазанником Божьим и тому подобное)
  • - деятельность монарха не ограничена определенным сроком, монарх исполняет свои обязанности пожизненно
  • - монарх не избирается народом
  • - монарх не может быть принудительно смещен с должности, за исключением случаев революции, переворота
  • - юридическая безответственность монарха, как главы государства.

Являясь отличием монархии от всех других форм правления, эти признаки в своей идеальной совокупности встречаются довольно редко. Например, из ста девяти царствовавших императоров Византии, семьдесят четыре были убиты, во всех семидесяти четырех случаях престол переходил к цареубийце по праву захвата, а не по наследству. Патриарх Полуевкт при коронации императора Цхимисхия провозгласил даже новый догмат: таинство помазания на царство смывает все грехи, в том числе и грех цареубийства. Назначали и смещали императоров и римские легионеры.

История государственности по преимуществу была историей монархии. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества, при феодализме она стала основной формой государственного устройства, а в буржуазном обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления.

В настоящее время в мире насчитывается несколько десятков монархий. В Европе: Бельгия, Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и северной Ирландии), Голландия, Дания, Испания, Люксембург, Норвегия, Швеция; микрогосударства - Андорра, Ватикан, Лихтенштейн, Монако. В Азии: Бахрейн, Бруней, Бутан, Катар, Кувейт, Малайзия, Непал, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония. В Африке: Лесото, Марокко, Свазиленд. Ряд монархий находится в Океании (Тонга, Фиджи, иные островные государства) Монархиями являются также: Австралия, Канада, Новая Зеландия. Главой данных государств является монарх Великобритании.

Монархия может быть:

  • - неограниченной (абсолютной)
  • - ограниченной (конституционной).

Разновидностью ограниченной монархии являются:

  • - дуалистическая
  • - парламентарная.

Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой монарх обладает неограниченной властью, верховная государственная власть по закону всецело принадлежит только ему.

По формуле Петровского Воинского устава, государь -- «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». В Своде законов, введенном в действие в 1835 году, идея самодержавной власти была сформулирована так: «Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».

Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.

Возникновение абсолютизма связано с начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий и зарождением буржуазных отношений. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата, ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений.

Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.

Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы и получает юридическое закрепление. Тем не менее, оно по-прежнему имеет принудительную направленность.

Абсолютная монархия играла в течение известного времени положительную роль в мировом историческом процессе. Но довольно быстро она уступила место более прогрессивным формам государственности.

В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).

Ограниченная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земский собор в Российской Империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом. Монарх же изменить конституцию не в праве.

Как форма правления, ограниченная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она до настоящего времени не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и другие).

Ограниченная монархия бывает парламентарной и дуалистической.

Дуалистическая монархия - промежуточный, переходный вариант от абсолютной монархии к парламентской.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Власть монарха ограничена, но незначительно. Можно выделить следующие признаки дуалистической монархии:

  • - наличие, наряду с монархом, иных высших органов государственной власти - парламента и правительства
  • - назначение членов парламента либо одной из его палат монархом
  • - назначение членов правительства монархом и ответственность правительства лично перед монархом
  • - монарх выполняет функции реального главы государства.

Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения.

Дуалистические монархии были распространены в конце XIX - начале XX веков в период буржуазно-демократических революций. В это время монархи уже не могли удержать форму правления в виде абсолютной монархии, а буржуазия еще недостаточно окрепла, чтобы взять власть в свои руки.

Примерами дуалистической монархии сегодня являются Кувейт и Непал. До 1990 года эти государства являлись абсолютными монархиями, однако в силу исторических событий (война Кувейта против Ирака совместно с международными силами в 1991 году, народное восстание в Непале в 1990 году) в них начались демократические реформы. На сегодняшний день Кувейт и Непал перешли от абсолютных монархий к дуалистическим.

Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:

  • - наряду с монархом имеются высшие органы государственной власти - парламент, правительство
  • - парламент избирается народом
  • - правительство формирует партия, получившая большинство голосов на выборах в парламент
  • - правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
  • - имеет место разделение властей
  • - монарх принимает участие в политической жизни, однако его властные функции минимальны и носят церемониальных характер - принятие отставки правительства, представление государства за рубежом, вручение государственных наград и так далее
  • - в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует
  • - законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом.

В настоящее время парламентскими монархиями являются практически все монархии Европы: Великобритания, Бельгия, Голландия, Дания, Норвегия, Швеция. К таким монархиям относится также и Япония.

Нетрадиционные монархии являются особой разновидностью монархий. Это Объединенные Арабские Эмираты и Малайзия.

Объединенные Арабские Эмираты состоят из нескольких монархий - Эмиратов (Шарджи, Дубай и другие). Во главе Эмиратов стоят эмиры, каждый из которых по очереди становится верховным эмиров ОАЭ.

Малайзия состоит из монархий и республик. Главы монархий избирают из своего числа общегосударственного монарха сроком на 9 лет.

В историческом разрезе монархии подразделяются на восточно-деспотические, основанные на азиатском способе производства; античные (рабовладельческие), в число которых входят рабовладельческие государства, выросшие на основе классической древности (например, монархия рабовладельческого Рима); феодальные, к которым относятся раннефеодальные, отличавшиеся большой степенью децентрализованности, сословно-представительные, в которых власть монарха была ограничена тем или иным сословно-территориальным представительством (во Франции - Генеральными штатами, в Англии - парламентом, в Испании - кортесами и тому подобное) .

Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической формы государственного правления.

Республика. Республика - (от лат. Res publica - общее дело.) - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями .

Это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Общими признаками республиканской формы правления являются:

  • - выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти
  • - осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа
  • - юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом
  • - обязательность решений верховной государственной власти.

Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике, все государственные органы которой, в том числе высшие (важнейшим из них было народное собрание), избирались полноправными гражданами Афин. Однако более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно-земельная знать.

В эпоху феодализма республиканская форма правления применялась нечасто. Она возникала в тех средневековых городах, имевших право на самоопределение (Венеция, Генуя, Любек, Новгород и т.д.). Купеческие города-республики выборным путем создавали органы власти (городские советы, мэрии) во главе с ответственными должностными лицами (бургомистрами, мэрами и др.).

По мере развития общественной жизни республиканская форма видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

Основными видами республик являются:

  • - парламентская
  • - президентская
  • - смешанная (парламентско-президентская).

Парламентская республика - одна из современных форм государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к партиям, располагающим большинством голосов в парламенте. За свою деятельность правительство несет коллективную ответственность перед парламентом. У власти оно остается до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае получения вотума недоверия, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Главным видом парламентского контроля над исполнительной властью в подобных республиках является назначение парламентом главы государства. Глава государства, как правило, избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Не будучи лидером партии, победившей на выборах, он лишен возможности направлять правительственную деятельность. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках различается. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права. Это характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

Глава государства в парламентарной республике обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и так далее.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, президентом. Обычно, это лидер партии, победившей на выборах. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство правомочно осуществлять управление государством, лишь, когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешнеполитические вопросы, в том числе и оборонные.

Парламентарная форма республиканского правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, реально обеспечивающую демократизм общественной жизни, свободу личности, создающую справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности.

К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию, Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.

Президентская республика - также одна из современных форм государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики:

  • - президент избирается народом или коллегией выборщиков и независим от парламента
  • - президент возглавляет правительство
  • - правительство ответственно перед президентом, а не перед парламентом
  • - полномочия главы государства намного шире, чем в парламентарной республике
  • - президент играет ключевую роль в осуществлении власти в стране
  • - президент, выполняя функции главы исполнительной власти, одновременно является арбитром между ветвями власти, символом единства нации.

Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. Конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны через коллегию выборщиков путем косвенных выборов. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в Конгрессе (парламенте). Правительство формируется победившим на выборах президентом, как правило, из лиц принадлежащих к его партии.

Президент наделен и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, имеет право вето на законы, имеет право самостоятельно издавать нормативные и ненормативные акты, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть. Наравне с ней по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм сдержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

Смешанная (парламентско-президентская) республика - такая республика, где существует баланс полномочий между президентом и парламентом.

Основные признаки смешанной республики:

  • - в стране имеются одновременно «сильный» президент и «сильный» парламент
  • - президент избирается всенародным голосованием, но главой правительства не является
  • - наряду с президентом предусмотрена должность главы правительства, также наделенного широкими полномочиями
  • - и президент, и парламент участвуют в формировании правительства
  • - правительство ответственно, как пред президентом (отставка), так и перед парламентом (вотум недоверия).

Примерами парламентско-президентских республик являются Российская Федерация, Франция и Украина.

Нетрадиционные республики - республики, не вписывающиеся в приведенную выше схему.

Примерами таких республик можно привести советские республики, народно-демократические республики, возникшие после второй мировой войны и очень близкие по своей сути к советским.

Отличительными чертами таких республик являлись:

  • - главной политической силой общества являлась правящая коммунистическая партия, составляющая ядро политической системы и играющая руководящую роль в управлении всеми государственными и общественными делами страны
  • - совпадение вождя партии и главы государства в одном лице
  • - стремление вождя к пожизненному сохранению своих политических постов (в некоторых странах даже намечалась тенденция к наследственной передаче власти, например, в КНДР)
  • - наделение главы государства диктаторскими полномочиями
  • - формальный характер выборов партийных и государственных органов
  • - повышенная роль партийной и государственной бюрократии, решающей все конкретные дела общественной и государственной жизни
  • - отсутствие юридической ответственности главы государства и партии.

Такие республики предполагали функционирование тоталитарного политического режима.

Исторического опыт функционирования тоталитарных государств свидетельствует, что они оказываются достаточно эффективными тогда, когда страна развивается экстенсивно. В этом случае власть была в состоянии, для решения экономических и политических проблем преимущественно внеэкономическими - политическими - средствами, обеспечивать постоянное привлечение все новых и новых человеческих, сырьевых и иных ресурсов. Поставленные цели успешно достигались, если власти действовали по принципу «результат любой ценой!». Этот тип правления оказывается малоэффективным, когда общество вынуждено развиваться интенсивно, более того, он превращается в препятствие на пути прогресса страны. Централизация управления, при которой команды принимаются лишь на самом «верху», органически присущая ему, исключает квалифицированные планирование и решения, поскольку центр в принципе не может обладать сколько-нибудь полной информацией об имеющихся на местах возможностях конкретных подходов к достижению конкретных целей. При отмеченном органическом пороке руководства страной из единого центра отступали на второй план действие таких, вообще говоря, существенных факторов, как централизованное распределение материальных благ, исключающее личную заинтересованность исполнителя, боязнь ответственности, скованность идеологическими догмами и так далее.

Монархия и республика, как формы правления, доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. Именно в названные формы, по сути дела, облекаются все государства.

Похожие статьи