Микрофинансы закон под 150 процентов. Депутаты рассматривают ограничение максимальной ставки мфо. Что будет с МФО после введения максимального процента по микрозаймам

По информации "Ъ", в ближайшее время Госдума планирует внести изменения в законодательство, которые вынудят уйти с рынка или серьезно переформатировать свою деятельность большинство микрофинансовых компаний (МФО). После недавних заявлений президента Владимира Путина о недопустимости ценовой политики таких игроков депутаты решили установить в законе предельные значения процентных ставок для МФО. Сейчас доходность микрозаймов может достигать 800% в год, а планируется ограничить ее уровнем 150% годовых. Участники рынка считают, что такое ограничение приведет к нерентабельности микрозаймов и обострит проблему фондирования МФО.


О том, что готовятся соответствующие поправки к законам "О потребкредите" и "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", "Ъ" рассказали два источника в финансово-экономическом блоке правительства, а также несколько участников рынка. Суть поправок - ограничить предельный размер переплаты по микрозаймам. "Мы намерены установить потолок ставки по займам МФО в 150%",— подтвердил готовящиеся поправки глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. "Соответствующие предложения поступили в адрес Банка России и в настоящий момент изучаются",— сообщили "Ъ" в пресс-службе ЦБ.

Сейчас среднерыночные значения полной стоимости микрозаймов, по данным ЦБ, достигают 599,311%, а предельные значения ставок МФО составляют 799,081%. При этом ПСК по банковским потребительским кредитам составляют 28,250%. "Ассоциация "Россия" прорабатывает различные предложения по выравниванию конкурентных условий на рынке кредитования населения, в том числе и приведенные выше,— сообщила первый вице-президент ассоциации "Россия" Алина Ветрова.— На наш взгляд, долговая нагрузка должна быть посильна для потребителя и сопоставима, независимо от того, кто предоставляет заем — банк или иная финансовая организация".

Подготовкой таких революционных ограничений для рынка МФО депутаты занялись по поручению президента Владимира Путина о снижении закредитованности населения, сообщили собеседники "Ъ". В конце апреля Владимир Путин сравнил МФО в современной России со старухой-процентщицей из романа Достоевского "Преступление и наказание". "Известная бабушка из Достоевского — она очень скромный человек по сравнению с нашими сегодняшними ростовщиками",— заявил глава государства на заседании президиума Госсовета, посвященном защите прав потребителей. Поправки планируется принять уже в весеннюю сессию Госдумы, и они должны вступить в силу до конца текущего года, сообщил "Ъ" один из собеседников, участвующих в обсуждении проекта.

Владимир Путин, президент РФ, 18 апреля

Среди кредиторов есть такие, кто сознательно вводит людей в заблуждение. В результате большинство заемщиков практически неминуемо попадают в долговую спираль

В случае введения требования о предельном размере переплаты в полуторакратном размере, с рынка МФО в первую очередь могут уйти игроки, специализирующиеся на выдачах краткосрочных займов — так называемых займов "до зарплаты" (PDL). Или же им предстоит реорганизация и расширение бизнес-процессов, считают участники рынка. По данным ЦБ на конец третьего квартала 2016 года, доля краткосрочных займов в общем портфеле МФО составляет около 30% (22 млрд руб.).

"Снижение рентабельности бизнеса может ожидать МФО, выдающие короткие займы. Ведение такой нормы сделает их просто неинтересными для самих участников рынка",— считает председатель совета директоров группы компаний "Русмикрофинанс" Евгений Аболонин. "Подавляющее большинство МФО прекратят работу, а оставшиеся перейдут в сегмент с большими суммами и сроками",— уверена директор сервиса онлайн-кредитования "Е заем" Лига Трупа.

При этом такие ограничения идут вразрез с развитием финансового регулирования последних лет, когда процентная ставка рассчитывалась исходя из рыночных реалий, считает госпожа Трупа. "Это (ограничение ставки 150% годовых) закроет доступ к заемным средствам для миллионов граждан, использующих сейчас займы до зарплаты",— возмущается она. По ее словам, МФО выдавать короткие займы по такой ставке не смогут, а банки не станут кредитовать таких клиентов, и страна вернется к времени "черных кредиторов". Одновременно ограничение доходности займов поставит вопрос о поиске фондирования по адекватной стоимости для МФО, указывают участники рынка. "Если МФО переключатся на длинные займы, то им понадобится фондирование на большие сроки, а сейчас привлечь инвесторов в сектор довольно проблематично",— предупреждает господин Аболонин.

Жесткость таких мер эксперты объясняют тем, что слишком долго ЦБ не вмешивался в регулирование ценовой политики сегмента микрофинансовых организаций, хотя они перешли под надзор еще в 2014 году. "В течение всего этого времени регулятор не проводил более мягкие реформы, и теперь наступил момент, когда нужно решать вопрос более радикально",— считает глава Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.

Сегодня “Коммерсант” со ссылкой на несколько высокопоставленных лиц в Правительстве РФ сообщил о проработке на уровне Госдумы и Центрального банка РФ возможности ограничения максимальной процентной ставки по микрозаймам. Анатолий Асаков, глава комитета Госдумы по финансовому рынку, подтвердил, что такая работа ведется: “Мы намерены установить потолок ставки по займам МФО в 150%”.

Почему решили установить максимальные процентные ставки для МФО?

Центральный банк РФ уже с 2014 года осуществляет мониторинг деятельности микрофинансовых организаций, не вмешиваясь в ценообразование этого сегмента рынка. Но теперь настало время установить человеческие правила игры. Даже глава государства Владимир Путин на заседании президиума Госсовета 18 апреля 2017г., посвящённом защите прав потребителей, сравнил микрофинансовые организации со старухой-процентщицей из известного всем романа Фёдора Достоевского “Преступление и наказание”: “Известная бабушка из Достоевского - она очень скромный человек по сравнению с нашими сегодняшними ростовщиками”.

И это правда. Микрофинансовые организации предлагают займы под чудовищные проценты. Большой популярностью пользуются займы “до зарплаты”. В настоящее время средний процент по микрозаймам составляет 599,311%, а максимальный процент зафиксирован на отметке 799,081% годовых. В тоже время полная стоимость кредита по потребительским кредитам, полученным в банковских учреждениях, составляет всего 28,250%.

Что будет с МФО после введения максимального процента по микрозаймам?

Учитывая, что средние ставки по микрозаймам могут упасть в четыре раза, многие микрофинансовые организации могут уйти с рынка. Также рынок МФО может перестроиться под новые реалии: выдавать займы на более крупные суммы и более долгий срок.

Когда ожидать изменений в законодательство?

Ожидается, что поправки в законы “О потребительском кредите (займе)” и “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях” будут рассмотрены Госдумой в эту весеннюю сессию, а до конца 2017 года они уже могут вступить в законную силу.

На состоявшейся в конце прошлой недели встрече в ЦБ саморегулируемая организация МФО «МиР» предложила одобренный участниками рынка механизм дифференцированного установления размера предельных долговых обязательств по в зависимости от суммы. Об этом участники совещания рассказали газете «Коммерсант». Согласно предложениям, максимальная сумма долга с учетом процентов по договору займа будет варьироваться в пределах от полутора- до трехкратного размера тела долга.

Так, при займе до 15 тыс. рублей сумма процентов по договору не сможет превышать 300%, от 15 тыс. до 30 тыс. рублей - 250%, от 30 тыс. до 60 тыс. - 200%, а при сумме свыше 60 тыс. рублей максимальная доходность составит 150%. В ЦБ сообщили, что «предложение СРО «МиР» будет изучено».

Предложение стало ответом рынка на поручение президента РФ Владимира Путина обеспечить внесение в законодательство изменений, предусматривающих снижение предельного размера обязательств заемщика перед микрофинансовыми организациями, и последующую инициативу группы депутатов об ограничении максимальной суммы процентов полуторакратным размером суммы займа. Поправки могут быть приняты до 1 ноября. Участники рынка отмечают, что ограничение максимальной ставки по займам МФО планкой в 150% может негативно сказаться как на самом микрофинансовом рынке, так и на потребителях - из-за снижения конкуренции.

Сегодня депутаты предлагают достаточно радикальное решение проблемы недобросовестных кредиторов. Речь идет о поправках в законы «О потребкредите» и «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», устанавливающих предельный размер процентной ставки по микрозаймам на уровне 150% годовых. Депутаты считают, что принятие поправок сможет улучшить ситуацию с правами заемщиков и оздоровить микрофинансовый рынок. Представители МФО возражают, что эта мера разорит значительную часть организаций и полностью уничтожит сегмент займов «до зарплаты». «Новая газета» обсудила законодательную инициативу с обеими сторонами микрофинансового регулирования.

Петр Саруханов / «Новая»

Анатолий Аксаков

председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку:

— Зачем нужно вводить дополнительные нормы для МФО? Вы считаете, что Банк России недостаточно жестко регулирует рынок?

— Наше предложение появилось на основании многочисленных жалоб и обращений граждан за текущий период. Меры, уже принятые Банком РФ, дают позитивный результат, и это показывает, что тренд правильный. Но мы считаем, что необходима корректировка в сторону более жесткой линии по формированию процентных ставок по микрозаймам. Есть европейская директива, которая определяет правила предоставления займов микрофинансовыми организациями. Мы решили взять ее за основу. Директива предусматривает, что для крупных займов (в Европе — ​свыше 200 евро) МФО будут определять полную стоимость кредита по той же формуле, что и банки. Это в разы снизит процент по таким займам. Сейчас МФО могут устанавливать процентную ставку не больше чем на треть выше среднерыночной по микрозаймам. Но учитывая, что средняя ставка на этом рынке очень высокая (600% годовых. А.Х. ), предельные ставки доходят до 800%.

— То есть МФО фактически будут приравнены к банкам?

— По крупным займам — ​да. Притом что регуляторный арбитраж, то есть менее жесткое регулирование, за МФО сохраняется. Они все равно будут находиться в более щадящей обстановке относительно надзора. В этом плане ничего не поменяется.

— А как быть с займами «до зарплаты»? У этого типа кредитов есть право на существование?

— Да, это мировая практика. Просто у нас небольшой кредит «до зарплаты», к сожалению, часто превращается в огромный долг, который может привести к потере заемщиком жилья. Набегают огромные проценты, пени, штрафы. Люди попадают в долговую кабалу, а заем становится способом отъема квартиры. Поэтому для малых краткосрочных займов мы предлагаем установить предельную сумму долга, которая может набежать на один заем. Уже сейчас действует правило, согласно которому максимальная сумма долга не может превышать тело займа больше чем в 3 раза, но мы предлагаем ужесточить норму до 1,5 раза. Это снизит закредитованность граждан, а сами МФО не будут выдавать займы направо и налево, перекладывая на добросовестных плательщиков плохие долги и невозвраты и получая за счет этого высокий доход. Но наши идеи пока не оформлены документально, они обсуждаются на уровне концепции (в Банке России «Новой» сообщили, что получили предложения депутатов и изучают их. А.Х. ).

— Есть мнение, что МФО еще не успели адаптироваться к предыдущим нормативам, и такой резкий шаг лишь приведет к расцвету черного рынка.

— Черный рынок и так существует, с ним борются. Есть разные варианты мобилизации силовых органов на борьбу с черным рынком, которые мы имеем в виду. И ЦБ тоже должен быть вовлечен в этот процесс. Но в Думе ведь есть и более экстремальные идеи, чем наша. На заседании комитета мы постоянно получаем от регионов предложения вообще запретить МФО. Депутатам идет вал жалоб, и местные органы власти видят выход именно таким образом. Но мы считаем, что запрещать ничего не надо. Мы просто берем европейскую практику и распространяем ее на Россию.

— Можно ли предложить новые механизмы финансирования МФО, чтобы они остались рентабельными и смогли привлекать инвестиции в более жестких условиях?

— Я допускаю, что это возможно. Мы готовы рассматривать различные варианты упрощения доступа МФО к фондированию — ​скажем, за счет размещения ценных бумаг. Но тут мы будем ждать инициативы от самого рынка. К сожалению, сейчас мы наблюдаем, что большинство МФО работают по принципу финансовой пирамиды. С одной стороны, они терроризируют население, выдавая дорогие займы, а с другой стороны — ​привлекают ресурсы и «кидают» собственных кредиторов. Кредитные кооперативы, например, мы предлагаем из дополнительного регулирования вывести, потому что там ситуация с процентами более благоприятная, и работают они со своими собственными ресурсами. А по МФО очень важно, чтобы с рынка ушли те, кто хочет хапнуть и свалить. Учитывая сохранение регуляторного арбитража, ниша для МФО все равно остается, этот бизнес будет по-прежнему интересен. Но уже для здоровых институтов, которые не злоупотребляют той степенью свободы, которой они обладают.

Михаил Доронкин

— Уравнивать предельную стоимость микрозаймов (даже на относительно крупные суммы) и банковских кредитов некорректно по нескольким причинам. Во-первых, у банков более диверсифицированная структура фондирования, что позволяет им в том числе привлекать средства по более низким ставкам. Для большинства МФО источники финансирования бизнеса ограничены: отсутствует доступ к средствам массовых вкладчиков, облигационные выпуски невыгодны из-за небольшого масштаба бизнеса. При этом для кредиторов микрозаймы — ​высокорискованный бизнес, что выражается в более высокой стоимости привлекаемых МФО кредитов и займов. Во-вторых, операционные расходы, связанные с выдачей микрозаймов, традиционно выше банковских, особенно это касается сегмента займов «до зарплаты». Наконец, МФО ориентированы на финансирование менее надежных заемщиков, что обуславливает более высокую стоимость риска.

Жесткое ограничение максимального уровня ставок по микрозаймам означает отрыв от реальной ситуации на микрофинансовом рынке, поскольку фактически игнорируется реальная стоимость микрозаймов, формируемая его участниками с учетом текущей стоимости фондирования и профиля рисков заемщиков. Безусловно, такая новация, если она будет введена, способна вновь расширить масштабы деятельности так называемых «серых» кредиторов (не включенных в реестр МФО), с которыми последние несколько лет активно боролся Банк России.

Пресс-служба ООО «МигКредит»:

— Обсуждаемый законопроект по ограничению ставок ударит прежде всего по займам «до зарплаты», то есть по займам до 30 000 рублей на срок от 3 до 30 дней. По займам, выдаваемым на большие сроки (например, на год), ставки уже сейчас гораздо ниже (около 200%). При этом причина столь высоких ставок по займам «до зарплаты» чисто экономическая — ​при меньших ставках маленький заем на небольшой срок просто не будет окупаться. Если сравнить сумму переплаты по займу «до зарплаты» и банковскому кредиту, то в случае с банковским кредитом сумма переплаты для клиента будет даже больше. Но затраты на заем будут больше в случае с МФО из-за гораздо больших рисков (в 3-4 раза) и дорогого фондирования. Поэтому можно сделать вывод, что законопроект фактически запрещает займы «до зарплаты». Если он будет принят, то большая часть активно развивающихся компаний уйдет с микрофинансового рынка, так как их расходы не будут окупаться. При сокращении ставок с 600 до 150% для займа в 7000 рублей сроком на 15 дней МФО может потерять до 80% своей прибыли. А это значит, что потенциальные клиенты не получат так необходимые им денежные средства, а если и получат, то от черных кредиторов и по гораздо большим ставкам.

Андрей Бахвалов

главный исполнительный директор ООО «Домашние деньги»:

— Нужно понимать, что клиенты банков и МФО — ​это не одна и та же аудитория. МФО работают с менее платежеспособным населением; средний ежемесячный доход этих людей не превышает 30-50 тыс. рублей на семью. Зачастую их кредитная история уже испорчена, поэтому в банки в 100% случаях отказывают этим людям в получении необходимой суммы. Нельзя забывать и о том, что в период кризиса банки резко сократили количество региональных офисов, тем самым оставив существенную часть населения России без возможности оформить кредит. МФО, наоборот, активно присутствуют в небольших населенных пунктах и даже в деревнях.

При ограничении ставки до 150% годовых на рынке останутся только потребительские займы физическим лицам и POS-продукты (кредиты, оформляемые непосредственно в точке продаж для покупки товара. А.Х. ) — ​короткие займы «до зарплаты» (PDL) перестанут существовать в принципе. По нашим данным, на этот сегмент приходится 24% от всего объема рынка и 37% от общего количества займов. Количество компаний, которые вынуждены будут прекратить свою деятельность, может превысить тысячу, что негативным образом отразится на всем финансовом секторе. А часть населения страны останется без возможности легально получить заемные денежные средства на срочные потребности (по анкетам МФО, причиной получения займа «до зарплаты» в 60% случаев являются «неотложные нужды», а в 40% — ​«задержка зарплаты»).

Государственной Думой принят ряд поправок в федеральный закон о микрозаймах в 2019 году. И для МФО, и для их клиентов будут действовать новые правила. В большинстве случаев изменения направлены на защиту заемщиков, которые из-за безвыходной ситуации или по незнанию могут набрать кредитов под огромные проценты и в результате лишиться имущества.

Ситуация на рынке микрозаймов сейчас

  • они могут только беседовать с должниками, никаких угроз и физического насилия быть не должно;
  • связываться с должниками можно только в дневное время;
  • ограничено число звонков и уведомлений в день;
  • 3 лицам – родителям, женам / мужьям, коллегами, начальнику и т.д., коллекторы могут иметь дело только с сам плательщиком и его поручителем;
  • нельзя разглашать личную информацию – например, писать объявление в подъезде, что «Здесь живет должник»;
  • не допускается порча имущества и вторжение на частную собственность.

Фактически коллектор может только предупредить должника о возможной ответственности, а затем попытаться . Эти же правила продолжат действие и в 2019 году.

Последствия для МФО

Аналитики прогнозируют, что предпринятые меры приведут к сокращению рынка МФО, так как многие компании просто не смогут подстроить свою бизнес-модель к новым требованиям законодательства. В результате наиболее мелкие игроки исчезнут или будут поглощены конкурентами.

Для клиентов нововведения, конечно, облегчают жизнь. Теперь они твердо будут уверены, что максимальная ставка для них не повысится, а размер кредитных обязательств не выйдет за разумные пределы. Права коллекторов уже сейчас значительно ограничены, так что взыскание долга будет более цивилизованным и чаще будет производиться наиболее логичным образом – через суд с последующим арестом счетов неплательщика или удержанием размера долга из его заработной платы.

Похожие статьи