Информационные системы и технологии кем работать востребована. Информационные системы (по отраслям). Перспективы трудоустройства по профессии

Не за горами выпускные экзамены. За которыми неизбежно последуют размышления выпускников о том, что делать (как жить) дальше?

Представил я себя в роли старшеклассника, решившего по тем или иным причинам (например, после изучения обзора о спросе/предложении на рынке ИТ-труда, или под впечатлением слов о расширении на 35% количества бюджетных мест в вузах по ИТ-специальностям) поступить в технический вуз и стать высококвалифицированным программистом.

Напомню, что такого рода специальность является одним из 23 “листьев” древовидной “Европейской классификации ИТ-специалистов” . Кроме того, так называется один из профессиональных стандартов в области ИТ , разработанных под эгидой АПКИТ и утвержденных приказом Минтруда РФ.

На сайте одного из вузов Минкомсвязи (дабы меня не обвинили в его рекламе, название данного вуза не раскрываю) читаю такие строки:

"Факультет информационных технологий *** проводит обучение студентов по нескольким направлениям в области инфокоммуникаций и информационных технологий.
1. Направление «Информатика и вычислительная техника» , профиль «Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем». Выпускники этого профиля высококвалифицированные программисты, спрос на которых на рынке труда постоянно растет и в обозримом будущем уменьшаться не будет. Практически все выпускники работают по специальности и имеют заработок, значительно превышающий среднее значение по региону. Спрос на таких специалистов велик на любом производстве, в банковской сфере, в области разработки и эксплуатации информационных систем. По данному направлению в *** имеется и магистерская подготовка”.

Ориентировочные сведения о заработках выпускников вуза, проценте трудоустроившихся по специальности после окончания бакалавриата или магистратуры, а также количество бюджетных мест по данному направлению и сведения о проходном балле в аннотации данного направления отсутствуют. Что, конечно, печально. Но понятно, что если абитуриент решил стать высококвалифицированным программистом, то ему есть смысл рассмотреть обучение в данном вузе по данному направлению в качестве одного из возможных вариантов своего карьерного роста.

Однако интересно отметить, что профиль с таким же названием «Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем» фигурирует и в аннотации другого направления подготовки специалистов данного вуза.

Вот что говорится на сайте факультета информационных технологий упомянутого выше учебного заведения ***:

2. Направление «Информационные системы и технологии» , профиль с тем же названием. Выпускники этого профиля высококвалифицированные специалисты в области проектирования, разработки и реализации различного рода информационных систем, применяемых в настоящее время практически в любой сфере деятельности. Потребность в специалистах данного профиля очень велика и выпускник может без труда устроиться на работу в любую приглянувшуюся ему компанию. Выпускники *** этого направления разрабатывают информационные сайты компаний, создают базы данных, в том числе и для распределенных информационных систем”.

Обратите внимание: в аннотации этого направления отсутствуют слова типа “Практически все выпускники работают по специальности и имеют заработок, значительно превышающий среднее значение по региону. Спрос на таких специалистов велик там-то и там-то… По данному направлению в *** имеется и магистерская подготовка”. Выходит, спрос на программистов, прошедших в вузе *** обучение по направлению «Информационные системы и технологии» ниже, чем на программистов, прошедших в том же вузе обучение по направлению «Информатика и вычислительная техника»?

Так по какому направлению ФГОС ВПО (федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования) лучше обучаться тем, кто хочет стать высококвалифицированным программистом: 09.03.01 (“Информатика и вычислительная техника”) или 09.03.02 (“Информационные системы и технологии”)? Что вы думаете на этот счет? Да и вообще, по каким критериям следует выбирать вуз абитуриенту, решившему стать высококвалифицированным программистом или другим ИТ-специалистом?

Вот ещё одна заметка по теме данного поста: “Да, с ИТ-образованием все не так, как надо. Но что делать-то?” . Она написана в октябре прошлого года и в ней, среди прочего, отмечается, что проблема эта с отсутствием ИТ-специалистов в нужном количестве и должного качества не вчера возникла и не завтра решится. Да и не факт, что решится вообще. В лучшем случае – она лишь в той или иной степени сгладится. А ещё там отмечено, что ежегодно из образовательных организаций высшего образования России выпускается до 25 тысяч ИТ-специалистов. При этом сегодня только 15-20% выпускников по инженерным специальностям пригодны к немедленному трудоустройству в сфере информационных технологий. То есть абитуриентам следует выбирать вуз и факультет очень тщательно. Дабы попасть в те самые 15-20% выпускников, которые пригодны к немедленному трудоустройству в сфере информационных технологий.

Возникает и такой вопрос. Почему “Будущие российские айтишники не ориентируются в выборе специальности” ? По причине отсутствия в стране грамотной системы профориентации или по причине того, что технические вузы, в образовательных программах которых есть ИТ-специальности, не могут себя (свои образовательные услуги) грамотно преподнести (похвалить, прорекламировать)? А может, причина в том, что ИТ-компании проводят “Дни открытых дверей” или иные мероприятия, ориентированные на будущих айтишников не так часто и не на должном уровне?


Диаграмма из заметки

Чтобы поступить на специальность информационные системы, абитуриенту нужно пройти три вступительных испытания. Относительно учебного заведения, вашей подготовки, требования могут отличаться в рамках действующего законодательства.

В 2016 году нужно сдать русский язык, математику и информатику или физику. Желательно иметь индивидуальные достижения – победы в областных и международных олимпиадах, за это начисляют дополнительные баллы.

Помните! Когда объявят результаты письменного вступительного испытания, вы имеете право просмотреть вашу работу. Но только в день объявления результатов и на следующий день. Лучше воспользуйтесь вашим правом (если у вас, конечно, не набран высший бал) – мало того, что вы увидите свои ошибки, так ещё и создадите впечатление подающего надежды студента. И это станет фундаментом вашей положительной репутации.

Что же, мы прошли испытание, за результаты которого начисляются баллы. Учебные заведения имеют ограниченное количество мест, поэтому важно набрать проходной бал. Важно уметь рассчитывать свои силы.

Существует 4 факультета по данной специальности, рассмотрим их проходные баллы в прошлом году:

  • ФИКТ – 229 баллов;
  • ФИТиП – 274 балла;
  • ФКТиУ (КОТ) – 232 балла;
  • ФКТиУ (ГТ) – 226 балла.

Обратите внимание на статистику по средним баллам, набранным абитуриентами – для факультета ФИТиП он оказался меньше проходного. Такая ситуация повторяется на протяжении 3 лет. В этом есть плюсы и минусы. Плюс – меньшая конкуренция, минус – сложнее задания. Конечно, в 2016 году проходной балл снова понизят, что увеличит количество претендентов но…

Код специальности информационные системы:

Специальность 09.03 02 информационные системы и технологии

Форма обучения стандартная, как и для всех специальностей – очная, смешанная, заочная. Две последние доступны только для учащихся в вузах, колледжи предоставляют обучение только на очной основе.

Обучение в колледже после 9 классов займёт 3 г. 10 мес.; после 11 классов – 2 г. 10 мес.

Обучение в ВУЗе зависит от формы обучения. Очная, самая быстрая – 4 года; остальные формы – 5 лет.

Колледжи по специальности информационные системы

Вы выбрали специальность, самое время уделить внимание выбору учебного заведения. Если хотите обучаться в колледже – предоставляем вашему вниманию топ-5 популярных и ведущих заведений:

  1. Технический пожарно-спасательный колледж имени Героя Российской Федерации В.М. Максимчука;
  2. Колледж связи № 54 имени П.М. Вострухина ;
  3. Московский приборостроительный техникум Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова;
  4. Колледж автоматизации и информационных технологий № 20;
  5. Первый Московский Образовательный Комплекс.

Они предоставляют одну программу обучения на очной форме и позволят освоить специальность техник по информационным системам.

Специальность информационные системы технологии – ВУЗы

Среди ВУЗов в топ вошли:

  1. Московский технологический университет (МИРЭА , МГУПИ , МИТХТ );
  2. Московский технический университет связи и информатики;
  3. Российский новый университет;
  4. Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ );
  5. Московский государственный технологический университет «СТАНКИН ».

Некоторые из них предоставляют больше одной программы, соответственно – больше возможностей.

Практика по специальности информационные системы и технологии

Важный этап прохождения обучения – практика. Для этой специальности она проводится на предприятиях, в организациях или учреждениях, которые в работе пользуются вычислительной техникой или на кафедре и подразделениях учебного заведения.

Два вида практики – производственная, носящая ознакомительный характер и преддипломная – фундамент подготовки специалиста.

Кем и где работать по специальности информационные системы и технологии

Должности, на которые дает возможность устроиться специальность спо информационные системы: оператор электронно-вычислительных машин или наладчик технологического оборудования.

Работа по специальности информационные системы и технологии значит, что вы будете делать модификацию отдельных модулей информационной системы для потребностей с рабочих целей, проводить тесты новых информационных систем, искать ошибки в кодах модулей, оценивать качество и эффективность такой системы, устанавливать и настраивать. Часто, предприятия ставят перед операторами и наладчиками задачу обучить сотрудников пользоваться такими системами.

В будущем, после обретения опыта, минимум 3 лет, вы будете востребованы в технических центрах с зарплатой от 30000 рублей.

Если при этом научитесь прокладывать локальную сеть, будете знать базы данных и основы языков программирования, при этом досконально изучив информационные системы и технологии специальность дистанционно позволит работать системным администратором. Их оклад составляет от 45 тысяч.

В современном мире одним из самых ценных ресурсов является информация. С каждым годом всё больше различных сфер человеческой жизни связано с компьютерами и всевозможными программами. По этой причине профессия «Информационные технологии и системы» считается на данный момент не только востребованной, но и престижной, а также имеющей далеко идущие перспективы. Дело в том, что данная область продолжает развиваться довольно быстро, и постоянно всё новые сферы нуждаются в таких специалистах.

Знания по информационным системам необходимы не только в повседневной жизни для того, чтобы работать на компьютере или разбираться в функциях современных телефонов, но и чтобы защитить всевозможные файлы, создавать различные программы и даже обеспечивать правильное функционирование промышленному оборудованию.

В чём специфика профессии?

Профессия «Информационные технологии и системы» включает в себя множество различных знаний и специализаций. Нужно понимать, что будущий специалист изучает не только языки программирования, базы данных, разработку приложений и создание программ, но и устройство компьютера, возможности его компонентов и их совместимость. Область применения такой информации крайне широка. Можно изучать информационные технологии в:

  • дизайне;
  • производстве различных отраслей;
  • образовании;
  • медийных системах;
  • транспорте и т. д.

Также направлениями для изучения могут быть:

  • программирование;
  • теория информационных систем и процессов;
  • технология обработки информации;
  • управление различными данными;
  • защита информации и многое другое.

Каждая из сфер имеет свою особую специфику, однако основные моменты у них схожи. Профессия «Информационные системы и технологии» подразделяется на множество направлений, которые можно выбрать как специализацию или же отдать предпочтение нескольким отраслям. Кроме того, в процессе обучения в большинстве учебных заведений есть возможность получить дополнительные знания по тому или другому направлению, что в будущем даст преимущество при поиске работы и трудоустройстве.

Учитывая тот факт, что информационные технологии развиваются очень быстро, практически все системы автоматизированы и компьютеризированы, будущие специалисты должны быть готовы к постоянному изучению новых течений и направлений в этой области. Без совершенствования и повышения квалификации в любой профессии невозможно быть востребованным специалистом. Необходимо постоянно быть в курсе всех новинок и не лениться вникать в их суть.

Где учиться: требования к будущим специалистам

Специальность «Информационные системы и технологии» можно получить на базе 11-ти или 9-ти классов. Есть возможность сделать это в профтехучилищах, колледжах или ВУЗах. Бывает такое, что после получения первого образования специалист хочет иметь более углублённые или дополнительные данные. Профессия «Информационные технологии и системы» позволяет не только получить поверхностные знания и понимание функционирование компьютера в целом, но и выяснить особенности работы всевозможных программ, дополнений, приложений и т. п. Кроме того, она помогает научиться самому их создавать, уметь разобраться в поломках ПК или его составляющих, их совместимости и прочем.

Для получения профессии «Информационные системы и технологии» абитуриенту необходимо отлично знать математику, английский язык, кроме того, в некоторых учебных заведениях придётся сдавать физику, информатику или родной язык. Количество и перечень предметов может варьироваться. Математика и английский язык являются профильными, без довольно высокого уровня знаний по ним студенту будет очень сложно, а то и практически невозможно освоить все необходимые науки и тонкости специальности.

Сейчас практически в каждом городе есть если не ВУЗ, то средне-специальное учебное заведение, в котором можно получить данную профессию. Более того, имеется возможность освоить эту специальность не только на дневном отделении, но и на заочном, вечернем или смешанном. В основном, количество лет обучения вне зависимости от его формы одинаково. Это даёт возможность получить желаемую профессию не только тем, кто оканчивает школу, но и людям, имеющим постоянную работу, если им необходимо дополнительное образование или знания в этой сфере. Они могут быть важны для повседневного использования, поиска лучшей, более оплачиваемой или престижной должности, продвижения по карьерной лестнице и т. д.

Востребованность специальности и перспективы

По данным различных сайтов и опросам, профессия «Информационные системы и технологии» является востребованной не только на территории СНГ, но и во всём мире. Это позволяет не только рассматривать перспективы работы на территории своей страны, но и поиска более интересных и престижных вариантов за её пределами. Причём эта специальность возглавляет рейтинги уже далеко не один год по той причине, что развитие информационных и компьютерных технологий не только не замедляется, но и набирает обороты.

Специалисты в данной сфере в современном мире необходимы буквально всем отраслям, фирмам, начиная от самых мелких и заканчивая крупными предприятиями и корпорациями. Сейчас сложно даже представить себе хоть одну компанию, которая обходилась бы в своей работе без компьютеров, информационных технологий и прочего. Да и в повседневной жизни каждый человек постоянно сталкивается и взаимодействует с различными программами и системами.

Учитывая то, что большинство современного оборудования компьютеризировано, то необходимы специалисты не только для поддержания правильного его функционирования, настройки и отладки, но и для создания программ для него. По этой причине все компании, которые связаны с промышленностью, закупающими или разрабатывающими для производства механизмы, нуждаются в высококвалифицированном специалисте в сфере информационных технологий.

Кроме того, немаловажную роль играет защита данных. Это одно из главных направлений в данной сфере. Поскольку практически все операции проводятся через интернет, корпоративная информация может передаваться или храниться в «облаке» или на самих компьютерах, а также всевозможных носителях, необходимо обеспечить их сохранность и надёжную защиту от взлома и кражи. Это касается также банковских систем, правительственных, торговых, военных и прочих данных.

После получения данной специальности профессионал может занимать должность от системного администратора до инженера или программиста. Многие открывают собственные компании. Такой бизнес сегодня называют перспективным и прибыльным.

Кроме всего прочего, необходимо учитывать факт, что придётся постоянно совершенствовать и углублять свои навыки и знания, что, впрочем, справедливо для абсолютно любой профессии. Это обеспечит высокую заработную плату и престижную должность. Кроме того, дополнительное образование и изучение последних технологий позволит постоянно оставаться востребованным и конкурентоспособным специалистом, сотрудничать с которым будут заинтересованы лучшие предприятия мира.

Специалист по информационным системам занимается разработкой, сопровождением и внедрением различных информационных систем. Профессия подходит тем, кого интересует информатика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Информационная система - это система автоматизации деятельности организаций, которая включает в себя:

  • техническое обеспечение (комплекс технических средств для работы системы);
  • программное и математическое обеспечение;
  • информационное обеспечение и технологии;
  • организационно-методическое и правовое обеспечение.

Главное назначение информационной системы, например, в экономике — создание информационной инфраструктуры для эффективной деятельности и управления компанией. Так, информационная система «1С: предприятие» предназначена для автоматизации всех учетных процессов на предприятии. Информационные системы для организационного управления автоматизируют деятельность руководящего персонала в отелях, банках, торговле. На производственных предприятиях используются системы автоматизации функций технического персонала: поточные линии, производство микросхем, сборка. Автоматизация процессов проектирования представляет собой информационные системы как создание проектной и графической документации, моделирование объектов.

Профессиональный стандарт данной профессии разработан и утвержден относительно недавно — 18.11.2014 г. Приказом Минтруда и социальной защиты № 896н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по информационным системам".

Информационные системы изначально создаются в расчете на пользователей, которые являются специалистами в своей предметной области, но не владеют специальными знаниями в сфере IT. Поэтому приложения информационных систем должны быть максимально простыми, удобными, легко осваиваемыми, интуитивно понятными.

Особенности профессии

Функциональные обязанности специалиста по информационным системам можно разделить на 3 этапа:

  1. Создание и сопровождение информационных систем:
  • переговоры с заказчиком с целью выяснения его требований к информационной системе;
  • сбор информации для моделирования предметной области проекта и требований будущих пользователей системы;
  • составление совместно с заказчиком технического задания на разработку информационной системы;
  • разработка информационной системы и взаимодействие со всеми участниками проекта в ходе работы;
  • развертывание рабочих мест информационной системы у заказчика;
  • установка и настройка прикладного программного обеспечения, необходимого для функционирования системы;
  • настройка технического оборудования, участвующего в работе системы;
  • интегрирование информационной системы с техническим обеспечением заказчика;
  • проведение внутреннего тестирования системы с настройкой параметров;
  • опытная эксплуатация информационной системы на предприятии;
  • ликвидация претензий пользователей системы после опытной эксплуатации;
  • выявление и устранение ошибок в процессе работы.
  1. Техническая поддержка:
  • проведение инсталляции информационной системы;
  • сопровождение системы в ходе эксплуатации;
  • кодирование ПО в определенных рамках поставленных задач;
  • разработка инструкций по эксплуатации и технической документации.
  1. Взаимодействие с пользователями системы:
  • обучение пользователей информационной системы приёмам работы с ней; консультирование пользователей информационной системы;
  • создание презентаций и демонстрационных версий системы;
  • составление отчета по результатам обучения.

На каждом этапе может работать группа специалистов, в зависимости от объёма предприятия и поставленных задач.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Востребованность.
  2. Высокая оплата труда у квалифицированных специалистов.
  3. Наработка полезных связей и знакомств в бизнесе.

Минусы

  1. Обучение пользователей на начальном этапе связано с их непониманием и противодействием.
  2. Необходимость убеждать и многократно объяснять элементарные вещи пользователям, не обладающим особой квалификацией в области информационных технологий.
  3. Возможны частые командировки.

Место работы

Юридически специалист по информационным системам является сотрудником IT-компании, разрабатывающей информационные системы, но территориально в период внедрения системы он работает на предприятии. В структуре самого предприятия иногда создают отдел поддержки внедренных информационных систем, чтобы после обучения и опытной эксплуатации собственные специалисты могли выявлять и устранять возможные инциденты.

Важные качества

  • Аналитический ум;
  • системное мышление;
  • коммуникабельность;
  • способность работать с группами людей;
  • умение создать конструктивное взаимодействие IT-специалистов и пользователей системы;
  • внимание к деталям;
  • ответственность;
  • дисциплинированность;
  • знание английского языка для чтения технической литературы.
  • Профессиональные навыки
  • знание архитектуры и функционирования современных информационных систем;
  • знание принципов анализа и хранения баз данных;
  • владение основами и языками программирования, современными методами тестирования информационных систем;
  • знание стандартов автоматизации различных процессов (ERP, CRM, MRP, ITIL, ITSM и др.);
  • умение быстро вникать и понимать предметную область проектируемой информационной системы;
  • желательно знание основ экономической деятельности и менеджмента предприятия;
  • умение работать с информацией: сбор, обработка, анализ.

Оплата труда

Зарплата на 05.08.2019

Россия 25000—60000 ₽

Москва 50000—180000 ₽

Начинающий специалист по информационным системам может рассчитывать на зарплату от 60 тыс. руб. Специалист со стажем более 3 лет может получать от 100 тыс. руб. в столичном регионе.

Ступеньки карьеры и перспективы

Специалист по информационным системам может начать свою карьеру с эксплуатации системы на предприятии, затем пройти все ступени от простого специалиста до главного по внедрению информационных систем. Следующая ступень - Руководитель проекта внедрения информационной системы, далее - уровень разработчика информационных систем.

Типы информационных систем

Классификация по назначению и использованию системы:

  • системы организационного или административного управления;
  • системы управления технологическими процессами;
  • автоматизированные системы научных исследований;
  • системы автоматизированного проектирования (САПР).

По организационному уровню различают 4 типа информационных систем:

  • системы диалоговой обработки запросов на эксплуатационном уровне Transaction Processing Systems (TPS);
  • системы уровня знания, Knowledge Work System (KWS) и системы автоматизации делопроизводства - Office Automation Systems (OAS);
  • системы уровня управления Management Information Systems (MIS) и системы поддержки принятия решений - Decision Support Systems (DSS);
  • системы стратегического уровня Executive Support Systems (ESS).

В прошлом информация считалась сферой бюрократической работы и ограниченным инструментом для принятия решений. Сегодня информацию рассматривают как один из основных ресурсов развития общества, а информационные системы и технологии как средство повышения производительности и эффективности работы людей.

Наиболее широко информационные системы и технологии используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности, хотя начались подвижки в сознании людей, занятых и в других сферах, относительно необходимости их внедрения и активного применения. Это определило угол зрения, под которым будут рассмотрены основные области их применения. Главное внимание уделяется рассмотрению информационных систем и технологий с позиций использования их возможностей для повышения эффективности труда работников информационной сферы производства и поддержки принятия решений в организациях (фирмах).

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. Понятия

Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям.

Пример 3.1. Приведем несколько систем, состоящих из разных элементов и направленных на реализацию разных целей.

Система

Элементы системы

Главная цель системы

Люди, оборудование, материалы, здания и др.

Производство товаров

Компьютер

Электронные и электромеханические элементы, линии связи и др.

Обработка данных

Телекоммуникационная система

Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение и др.

Передача информации

Информационная система

Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и программное обеспечение

Производство профессиональной информации

В информатике понятие "система" широко распространено и имеет множество смысловых значений. Чаще всего оно используется применительно к набору технических средств и программ. Системой может называться аппаратная часть компьютера. Системой может также считаться множество программ для решения конкретных прикладных задач, дополненных процедурами ведения документации и управления расчетами.

Добавление к понятию "система" слова "информационная" отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.

Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации персонального компьютера. В крупных организациях наряду с персональным компьютером в состав технической базы информационной системы может входить мэйнфрейм или суперЭВМ. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.

Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами.

Компьютеры , оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями

Этапы развития информационных систем

История развития информационных систем и цели их использования на разных периодах представлены в табл. 3.1.

Таблица 3.1. Изменение подхода к использованию информационных систем

Период времени

Концепция использования информации

Вид информационных систем

Цель использования

1950 -1960 гг.

Бумажный поток расчетных документов

Информационные системы обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах

Повышение скорости обработки документов Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты

1960 -1970 гг.

Основная помощь в подготовке отчетов

Управленческие информационные системы для производственной информации

Ускорение процесса подготовки отчетности

1970 -1980 гг.

Управленческий контроль реализации (продаж)

Системы поддержки принятия решений

Системы для высшего звена управления

Выработка наиболее рационального решения

1980 - 2000 гг.

Информация – стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество

Стратегические информационные системы Автоматизированные офисы

Выживание и процветание фирмы

Первые информационные системы появились в 50-х годах. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчетов зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.

Процессы в информационной системе

Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, условно можно представить в виде схемы (рис. 3.1), состоящей из блоков:

    ввод информации из внешних или внутренних источников;

    обработка входной информации и представление ее в удобном виде;

    вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему;

    обратная связь – это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.

Информационная система определяется следующими свойствами :

    любая информационная система может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем;

    информационная система является динамичной и развивающейся;

    при построении информационной системы необходимо использовать системный подход;

    выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой принимаются решения;

    информационную систему следует воспринимать как человеко-компьютерную систему обработки информации.


Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных её частей, называемыхподсистемами.
Рис. 3.1. Процессы в информационной системе

Типы обеспечивающих подсистем

Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.

Подсистема – это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.

Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем (рис. 3.4).

Рис. 3.4. Структура информационной системы как совокупность обеспечивающих подсистем

Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.

Информационное обеспечение - совокупность единой системы классификации и кодирования информации.

Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.

Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

Техническое обеспечение - комплекс технических средств,-- предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Математическое и программное обеспечение - совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

Организационное обеспечение - совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

Информационный процесс и его структура

Информационный процесс – это совокупность операций, связанных со сбором, хранением, передачей, обработкой, поиском и выдачей информации. В соответствии с этим структура информационного процесса имеет следующий вид:

Источником информации в сельскохозяйственном производстве является - животные, растения, поля, атмосфера, научные эксперименты, машины, и т.п.

Канал связи – воздух (речевая информация) колебания, вызванные явлениями природы, работы машин и аппаратов; электрический ток (информация передается по телефонной, телексной связи на любые расстояния); эфир (тончайшая материя для передачи радио- и теле- колебаний); рентгеновские и световые лучи.

Для хранения и выдачи информации используются следующие технические носители: бумага, железо, кремний, пластмасса, ткань, дерево, глина, камень. В соответствии с тем какой вид носителя преобладает, информационные процессы классифицируются на две группы:

1. Бумажные информационные процессы.

2. Безбумажные информационные процессы, использующие остальные носители.

В настоящее время происходит революционная замена бумажной информационной технологии на безбумажную. По прогнозам к середине XXI столетия в развитых странах мира бумажная технология будет вытеснена безбумажной.

Основным средством обработки информации является – ЭВМ. Объем информации, который общество должно обработать в ходе своего развития, по мере роста системы общественного производства интенсивно возрастает. Информация становится важным средством существования общества.

Развитие этих процессов приводит к возникновению информационных барьеров. В истории человечества выделено два информационных барьера:

    Информационный барьер возникает в тот момент, когда один человек не может справиться с обработкой потока информации, проходящей через него. Способом преодоления является общественное разделение труда и рационализация социально-экономического распределения.

    Связан с огромной пропускной способностью человеческого мозга. Способом преодоления этого барьера является повышение производительности труда в сфере управления и его автоматизация. Главным средством является ЭВМ, с её помощью большая часть информационных потоков может проходить и замыкаться вне человека. Для обеспечения взаимодействия человека с ЭВМ решается задача комплексной автоматизации отдельных участков информационных процессов. Автоматизация – выполнение процесса переработки информации без непосредственного участия человека.

ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Определение информационной технологии

Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов.

Под технологией материального производства понимают процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения материального продукта (рис. 3.10).

Рис. 3.10. Информационная технология как аналог технологии переработки материальных ресурсов

Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию. Тогда справедливо следующее определение.

Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Цель технологии материального производства – выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.

Цель информационной технологии – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации.

Пример 3.18. Для выполнения контрольной работы по математике каждый студент применяет свою технологию переработки первоначальной информации (исходных данных задач). Информационный продукт (результаты решения задач) будет зависеть от технологии решения, которую выберет студент. Обычно используется ручная информационная технология. Если же воспользоваться компьютерной информационной технологией, способной решать подобные задачи, то информационный продукт будет иметь уже иное качество.

Для сравнения в табл. 3.3 приведены основные компоненты обоих видов технологий.

Таблица 3.3. Сопоставление основных компонентов технологий

Информатика как наука

Термин «информатика» в том смысле, в котором он сейчас используется, возник в начале 60-х годов во французском языке (informatique). Слово «информатика» образова­но из двух слов - «информация» и «автоматика». Следовательно, смысл этого слова должен был быть примерно таким: автоматическая работа с информацией.

На са­мом деле в настоящее время речь идет только лишь об «автоматизированной» работе с информацией, то есть о сочетании функций человека и технического устройства. Заметим, что термин «автоматический», вообще говоря, означает без участия че­ловека. Вплоть до начала девяностых годов XX века в нашей стране проходили дискуссии, в которых пытались как можно более точно определить как сам термин «информатика», так и зафиксировать предмет этой науки и разграничить ее с род­ственными науками. Впрочем, и до настоящего времени существует несколько раз­личных точек зрения по данному вопросу. Мы будем понимать под этим термином следующее.

Информатика представляет собой фундаментальную естественную науку об осуще­ствляемой преимущественно с помощью автоматизированных средств целесообраз­ной обработке информации, рассматриваемой как отображение знаний и фактов, сведений, данных в различных областях человеческой деятельности. Это наука о сред­ствах, методах и способах сбора, обмена, хранения и обработки информации.

В настоящее время в нашей стране, так же как и во всем мире, достаточно бурно протекают процессыкомпьютеризации и информатизации в большинстве сфер народного хозяйства.

Компьютеризацией называется процесс оснащения организаций, предприятий и ра­бочих мест отдельных специалистов различными средствами вычислительной техни­ки, объединения отдельных машин в компьютерные сети, установки и освоения со­временных программных систем. Информатизацией называется широкое внедрение современных информационных технологий в профессиональную деятельность спе­циалистов различного профиля, в учебную, научно-исследовательскую, управленчес­кую, административную деятельность, в быт и досуг человека. Информационной тех­нологией называется какая-либо конкретная система средств, методов и способов сбора, накопления, поиска, обработки, приема и передачи информации. Технология в переводе с греческого означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического прогресса, появлением новых средств обработки информации. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии и, как следствие, изменили ее название за счет присоединения слова «новая». Новая информационная технология - информационная технология с дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Прилагательное «компьютерная» подчеркивает, что основным техническим средством ее реализации является компьютер. В качестве инструментария информационной технологии можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов для персонального компьютера: текстовый процессор, настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения, экспертные системы и т д. Примером морально устаревшей информационной технологии является чисто бумажная технология, когда вся работа с информацией осуществляется на бумаге или ее эквивалентах. Современные информационные технологии, в частности, подразумевают: - практически полный отказ от бумажных носителей информации, начиная с ре­гистрации первичной информации на машинных носителях; - доступность любой информации (кроме информации, доступ к которой огра­ничен законом) в любой точке земного шара и в любое время. Многие специалисты считают, что человечество постепенно переходит из индуст­риальной стадии своего развития в постиндустриальную, а точнее, в информацион­ную стадию, поскольку на современном этапе дальнейшее развитие науки, техники, экономики государства невозможно представить без широчайшего использования последних достижений информатики. Да и жизнь отдельно взятого человека все более и более оказывается связанной с информатикой. Информацию, информати­зацию относят к одним из важнейших видов стратегических национальных ресур­сов, и по этим показателям, в частности, определяется экономическая и военная мощь государства.

Похожие статьи