Описание проекта выходного дня. Экотропы в городах

Маршрут выходного дня.
Для родителей с детьми 4-5 лет.

Автор работы: Воспитатель ГБДОУ № 57 Колпинского района, СПб, Козлова Оксана Владимировна.
Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений для работы с родителями.
Задачи : Познакомить с родным городом Колпино.
Цель:
- накопление детьми впечатлений о ярких сезонных изменениях в природе;
- пополнение словаря детей за счёт названий цветов и деревьев, а также за счёт слов: пробуждение природы, почки, бутоны, ростки, первоцветы, клумба;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и бережного отношения к природе.

Уважаемые родители, предлагаю вам в один из тёплых апрельских дней отправиться вместе с детьми на прогулку в «Парк культуры и отдыха» (Чухонка) или в «Городской сад».

Прочитайте детям стихотворение о весне.
Как хорошо, что к нам пришла весна.
Она природу пробудила ото сна.
И побегут весёлые ручьи,
И защебечут снова соловьи,
И на реке растаял лёд.

Весна идёт.
Обратите внимание детей на деревья и кустарники. Постарайтесь, чтобы дети заметили их отличие друг от друга (разные стволы, цвет коры). Вместе с детьми рассмотрите почки, уточните, что у разных деревьев они отличаются. У одних они маленькие, у других набухшие, крупные, готовые вот-вот раскрыться. Разрешите ребёнку аккуратно потрогать веточки, почки, а если есть, то и листочки. Пусть они расскажут о своих ощущениях (почки и листочки липкие, клейкие, нежные)


Предложите детям найти цветы мать и мачехи. Внимательно рассмотреть цветок. Объясните ребёнку из каких частей состоит растение: стебель, лист, цветок. Заострите внимание на строении самого цветка, спросите на что похож цветок (на маленькое солнышко ярко-жёлтого цвета и много тонких лепестков – лучиков).


Послушайте пение птиц, обязательно скажите, как они называются.


Подойдите с ребёнком к водоёму, если там будут утки понаблюдайте за ними. Если вам повезёт, и вы увидите уток и селезней, объясните детям чем они отличаются (у селезня зелёная «шапочка», красивые крылья).


Посетите с детьми Городской сад.


Обратите внимание ребёнка на то, что некоторые цветы ещё укрыты, объясните почему. На других клумбах цветут первоцветы – крокусы. Посмотрите ростки ещё каких цветов появились. Возможно на клумбах будут нарциссы и тюльпаны. Покажите детям в чём их отличие (у тюльпана широкий лист и большой бутон, у нарцисса лист узкий и тонкий, вытянутый бутон).
Остановитесь с ребёнком у клумбы, где ещё ничего не посажено. Объясните, как подготавливают клумбы для посадки цветов. Советуем ещё раз посетить Городской сад летом, тогда ребёнок сможет полюбоваться разнообразием цветов.
Расскажите детям стихи о цветах.
Лишь пригрело солнце ярко,
Но ещё совсем не жарко.
Разноцветный сарафан
Одевает наш тюльпан.

Нарядились все тюльпаны
В разноцветные кафтаны,
И у каждого наряд
Очень ярок и богат!
В апреле юном, так малы
Ещё листочки были,
Когда лимонные чехлы
Нарциссы распустили.
И звёздно-жёлтый водопад,
На солнышко похожий,
Безумно радовал мой взгляд
И мамин с папой тоже!



Заканчивая прогулку, напомните детям, что весной происходит пробуждение природы, что красота природного мира радует нас и её надо беречь.

Введение

Активный отдых - лучшее средство укрепления здоровья. Отдых в пути, в движении помогает быстрее и полнее, чем "сидячий" и "лежачий" восстановить работоспособность, снять усталость, улучшить общее самочувствие. Те, кто отдает предпочтение активному отдыху, сохраняют хорошую физическую форму, не знают "модных" болезней сердечно-сосудистой системы, обладают высоким творческим потенциалом и в солидном возрасте.

Общеизвестно, что без полноценного отдыха нет и высокопроизводительного труда. К сожалению, многие, в том числе и молодежь, предпочитают комфортные условия отдыха, в привычном интерьере городских благоустроенных квартир, обязательно с телевизором, мягкой мебелью, коврами. Тем более, что к выходному приурочено множество дел. И привычный их круговорот проходит среди бетонных стен, в окружении изделий из пластмассы, в изоляции от природы.

Разумнее, полезнее и интереснее освободить себе выходной для настоящего отдыха и отправиться в маленькое путешествие.

Одной из самых доступных форм активного отдыха, одним из могучих средств укрепления здоровья являются туристские походы выходного дня.

Правильно организованный и хорошо проведенный поход укрепляет здоровье, закаляет организм, развивает силу, ловкость, выносливость, инициативу, мужество, настойчивость, дисциплинирует, активизирует в труде. В походе рождается чувство коллективизма, любви к природе, расширяется кругозор туриста, духовно совершенствуется личность каждого. Походы доступны людям любого возраста с различной физической подготовкой и разными интересами.

В условиях похода турист попадает в особую атмосферу теплоты, радушия, общения, новых знакомств, нередко обретает друзей, в кругу которых формируются и новые интересы.

В последнее время в походы выходного дня устремляется все больше молодых людей. Чем раньше "заболеть" туризмом, тем больше пользы принесет это увлечение, хотя, разумеется, начинать никогда не поздно.

Походы помогают овладеть такими полезными навыками, как ориентирование на местности, умение оказывать доврачебную помощь, передвигаться в условиях бездорожья, преодолевать преграды, переправляться через реки и овраги, ремонтировать одежду и обувь, готовить пищу на костре и т. п.

Как правило, надолго остаются впечатления от похода. Запомнится вечер у костра, особый вкус ужина, попахивающего дымком. Поднимет настроение песня, обязательно найдется среди спутников хороший рассказчик. Крепок сон на свежем воздухе в спальном мешке и походной палатке. А утром снова воодушевит, ободрит и развлечет движение, смена ландшафтов в пути. Походное самочувствие незабываемо.

Особенно необходим походный режим выходного дня тем, кто занят умственным трудом. Поэтому очень важно "мобилизовать" в поход педагогов и врачей, инженеров и техников, работников науки и культуры, партийных и хозяйственных органов и т. д. А для этого важно регулярно в воскресные и праздничные дни, зимой и летом, весной и осенью, в любую погоду организовывать активный отдых. Лучший вид отдыха это туризм, истинное воплощение культуры свободного времени.

Туризм путь к здоровью.

Разработка маршрута

Маршрут соответствует цели похода - длительное общение с природой, активное передвижение, радость неформального дружеского общения, возможность прекрасно отдохнуть от повседневных забот, от «шума городского», получить отличный заряд бодрости и закалки делают туристские походы лучшим видом отдыха выходного дня.

Поход будет проходить 1-2 сентября 2007 года. Маршрут линейный, пройдет по Луганской области, Свердловскому району:

Бирюково - Калининский

Группа отправляется в поход выходного дня первой категории сложности, который продлится 2 дня (2 дня и 1 ночь).

Расчет похода

В среднем планируется проходить 17,5км.

За весь поход будет пройдено 35км.

1.09.2007 6.00. Выезд из Свердловска в пос.Бирюково

6.30. Начало похода: пос.Бирюково с.Братское

с.Дарьино-Ермаковка (ночевка).

За день будет пройдено 15км.

2.09.2007 с.Дарьино-Ермаковка с.Карпово-Крепенское

пос.Калининский. За день будет пройдено 19.7км

В 19.00 выезд из пос.Калининского в Свердловск.

Распорядок дня

6.00 7.00 подъем дежурных.

8.00 общий подъем.

8.30 9.00 завтрак.

10.00 выход на маршрут

15.30 выход на маршрут.

19.00 остановка на ночлег.

22.00 23.00 отбой.

Распределение обязанностей

Участвовать в походе могут все желающие независимо от возраста. Можно идти с товарищами по работе, членами семьи, друзьями и знакомыми. Очень важно включить в группу опытных туристов, способных передать свой опыт новичкам.

Туристский коллектив немыслим без руководителя, без соблюдения строгой дисциплины (обязательной для каждого члена группы!), без выполнения определенных обязанностей на маршруте и на привалах.

  1. Руководитель группы Дубровин Артем Анатольевич.

Назначается советом физкультуры предприятия. Он обязан обеспечить подготовку группы к походу, поддерживать дисциплину и порядок в коллективе, обеспечить выполнение пели похода. Руководитель несет ответственность за соблюдение правил организации и проведения походов, выполнение требований Закона об охране природы, за безопасность туристов, сохранность полученного снаряжения и правильное расходование подотчетных денежных средств.

Руководитель должен быть политически грамотным и культурным, пользоваться авторитетом в коллективе, быть способным организатором и опытным туристом, чутким и заботливым товарищем, должен знать маршрут, иметь карту или схему маршрута, хорошо ориентироваться на местности.

Руководитель пользуется правом единоначальника, и его указания о порядке движения, взаимопомощи, выполнении поручений обязательны и должны выполняться безоговорочно. В случае необходимости он имеет право изменить маршрут или прервать поход.

Своим личным примером руководитель должен воспитывать участников похода, учить их соблюдать лучшие туристские традиции.

Если группа во время похода наметила посетить исторические памятники или другие экскурсионные объекты, руководителю следует предварительно познакомиться с ними, почитать о них или получить консультацию в соответствующей организации, чтобы во время осмотра рассказать о них участникам похода. Накануне похода руководитель проводит собрание группы, на котором распределяются обязанности и решаются все организационные и хозяйственные вопросы.

2. Заместитель руководителя Дубровин Андрей Анатольевич. Избирается из числа опытных и уважаемых участников похода. Его распоряжения также обязательны для группы, ибо он действует в соответствии с решением руководителя. В его обязанности входит помогать руководителю поддерживать должную дисциплину и порядок, разбирать и устранять конфликты между участниками.

Главная задача заместителя создать единый здоровый, монолитный коллектив, проникнутый духом дружбы, товарищества и взаимной выручки, без чего немыслим поход.

  1. Завхоз группы Сидельникова Лариса Сергеевна.

Энергичный, расторопный и аккуратный турист. Отвечает за питание и снаряжение, ведет их учет, распределяет продукты и снаряжение по рюкзакам, составляет меню, заботится о пополнении продуктов в пути. От завхоза во многом зависит успех похода. Поэтому к его выбору надо относиться очень серьезно.

Завхоз назначает дежурных для приготовления пищи, выдает им продукты согласно меню. В помощь ему обычно выделяются 2-3 туриста.

4.Казначей Малыхина Яна Васильевна.

Производит все денежные расчеты. Собирает у туристов деньги на питание, прокат снаряжения, транспорт. Приобретает проездные билеты. Казначей обязан вести строгий учет расходов и в любое время по требованию участников должен полностью отчитаться за израсходованные средства,

5. Врач группы Авершина Ольга Всеволодовна.

Назначается руководством поликлиники из числа штатных медицинских работников. Должен иметь походную медицинскую аптечку с набором медикаментов, необходимых для оказания первой помощи при травмах и заболеваниях. В походе врач не только оказывает первую помощь, но и старается предупредить заболевания. Следит, чтобы участники не натерли ноги, чтобы не было ожогов, солнечных и тепловых ударов.

Если врача не окажется, его обязанности добровольно берет на себя один из членов группы. До похода он обязательно должен получить специальную медицинскую консультацию у врача поликлиники.

6. Фотограф Стрельцов Игорь Николаевич.

Им может стать любой турист, имеющий фотоаппарат и знакомый с техникой фотографирования. Взять с собой фотоаппарат с запасом пленок может каждый фотолюбитель. Диапазон туристских походных сюжетов необычайно широк. Исторические и архитектурные памятники, интересные объекты природы, своеобразие населенных пунктов, а рядом - товарищи по работе в походной экипировке. Совместные привалы, обеды, разбивка бивака, купание все это очень выразительно получается на походных фото, радует туристов, помогает им вспомнить обстоятельства путешествия.

7.Ответственный за ремонт снаряжения Мележик Андрей Петрович.

Распоряжается инструментами и материалами для ремонта (технической аптечкой), хранит их. При необходимости ремонтирует снаряжение самостоятельно или привл

Поход выходного дня – простейшая форма активного туризма, она особенно привлекательна для жителей больших и малых городов. Урбанизация, передвижение людей в пределах ограниченного пространства, недостаток межличностного общения и непосредственного контакта с природной средой все это ведет к замкнутости человека в собственном мире. Одним из возможных вариантов решения этой острейшей проблемы современности могут быть походы выходного дня .

Такая форма проведения свободного времени особенно важна для детей, т.к. в процессе похода у них появляется возможность общения, познания, подготовки к труду, они приобретают социальный опыт. В таких походах дети будут учиться самообслуживанию, коллективизму, дисциплинированности, ответственности.

Еще одной отличительной особенностью походов выходного дня является повышенная степень свободы действий ребенка в коллективе и непосредственный контакт с природной средой, которая хранит в себе кладезь знаний и незабываемых ощущений. На каждом шагу его ждет что-то новое, неведомое ранее, то, что учит и воспитывает.

Поход выходного дня включает в себя: подготовительный этап, непосредственное проведение и подведение его итогов. Все это составляет цикл туристкой деятельности.

Первая часть цикла состоит из подготовительной работы:

    Выбор района и разработка маршрута. Составление плана-графика похода.

    Комплектование группы. Распределение обязанностей.

    Расчет сметы похода. Составление меню.

    Подготовка документации похода.

    Подготовка группового и личного снаряжения. Приобретение продуктов питания.

Вторая часть цикла включает в себя:

    Преодоление намеченного маршрута.

    Соблюдение походного режима жизни.

    Самообслуживание участников похода.

    Сбор познавательно-краеведческого материала (фото, видео и пр.)

В третью часть цикла входит:

    Обработка собранного познавательно-краеведческого материала.

    Составление письменных отчетов, оформление фотогазет и пр.

    Обсуждение итогов похода.

Подготовка к любому походу начинается с определения его цели.И хотя главной целью похода выходного дня является активный отдых в условиях природной среды, тем не менее, целью маршрута для участников должно быть что-то интересное, особенное с точки зрения познания окружающего мира или получение эстетических впечатлений от красоты посещаемых мест.

Цель похода выходного дня зависит от состава группы и туристических возможностей родного края, познание которого необходимо каждому, независимо от возраста и профессии. Посещение исторических или природных памятников, сбор грибов, ягод, лекарственных трав, наблюдений за растительным и животным миром, в сочетании с играми, соревнованиями, конкурсами сделают поход выходного дня содержательным и запоминающимся.

При разработке маршрута похода выходного дня необходимо учесть следующие важные принципы:

1. Поход должен соответствовать подготовленности руководителя и подготовленности группы к прохождению запланированного маршрута. Не следует торопиться с включением в маршрут сложных препятствий представляющих физическую и психологическую трудность для путешественников (крупные подъемы, водные преграды, заболоченные или труднопреодолимые участки и пр.).

2. Маршрут должен проходить по максимально красивым местам. Присутствие интересных туристских объектов будет способствовать возникновению позитивному эмоциональному возбуждению, которое в свою очередь снимет накопившуюся усталость. Трудный же маршрут по непривлекательным местам не будет способствовать развитию у детей интереса к туризму.

3. Маршрут похода должен учить и воспитывать. Поэтому, разрабатывая маршрут похода необходимо предусмотреть все, что способствовало бы пополнению знаний детей, их воспитанию (разнообразие растительного и животного мира, места боевой и трудовой славы, места жизни и деятельности выдающихся людей), развитию навыков самообслуживания и самообеспечения при выполнении бивачных работ, сборе дров, работе у костра.

4. Маршрут похода должен быть разработан так, чтобы его конечная точка была максимально близко расположена к транспортным коммуникациям. Возвращение домой после похода, утомившихся путешественников должно быть коротким, чтобы не испортились позитивные впечатления от похода.

В походы выходного дня с ночевками можно выходить, когда участники имеют опыт загородных прогулок и продолжительных по преодолимому расстоянию походов выходного дня без ночевки.

В подготовке похода выходного дня с ночевкой участники должны принимать самое активное участие: готовить к походу групповое и личное снаряжения, приобретать продукты, обеспечивать их сохранность и транспортировку.

Выбор района похода выходного дня проводится на основе анализа топографических карт, схем и иных информационных документов, содержащих сведения об экскурсионных объектах в районе похода, природных памятниках, туристских объектах и т.д. С этой точки зрения наиболее оптимальными районами для проведения похода являются территории, имеющие наибольший рекреационный потенциал.

Это должны быть не загрязненные хозяйственной деятельностью территории, содержащие значительные по площади лесные массивы (светлые сосновые боры, широколиственные леса), живописные ландшафты, с хорошо выраженным рельефом и обзорными точками, гидрографические объекты (реки и озера, пригодные для купания и отдыха).

В районе похода должны быть удобные, с точки зрения подъезда и отъезда группы на общественном или заказном транспорте, пункты начала и окончания путешествия. Район должен содержать набор удобных, не утомительных для движения пешком лесных или полевых дорог и троп.

С точки зрения сохранности окружающей среды и максимального комфорта для участников похода выходного дня преимуществом обладает тот район, который содержит оборудованные места для ночлега и отдыха туристов. Тем более что такие туристские стоянки устраивают обычно в наиболее живописных, пригодных для целей рекреации местах с наличием источников чистой воды.

Немаловажным фактором при выборе района похода выходного дня является объем свободного времени, которым обладают участники и их потенциальные материальные затраты. Район похода расположенный максимально близко к месту жительства сократит время и финансовые расходы на проезд.

Лучше всего указанным выше критериям для выбора района проведения походов выходного дня соответствуют охраняемые природные территории с возможностью проведения туристских мероприятий – национальные парки. Именно там развитие туристской деятельности является такой же важной задачей, как и сохранение природных рекреационных ресурсов. На территориях национальных парков проложены маркированные маршруты походов, имеются вызывающие интерес познавательные объекты с возможностью проведения экскурсий квалифицированными специалистами, оборудованные туристские биваки и места обеденных привалов и т.д.

После выбора района похода, по имеющемуся картографическому материалу и иной информации, туристы разрабатывают конкретный маршрут похода (нитку маршрута). Нитка маршрута, нанесенная на топографическую карту района похода, представляет собою следующую последовательность ориентиров: пункт старта, опорные ориентиры дневных переходов, места туристских биваков и пункт финиша.

При разработке маршрута похода выполняется следующая творческая работа:

    определяется необходимая протяженность маршрута и продолжительность похода (с учетом состава группы, намеченных целей похода);

    из всех присутствующих в районе похода, выбираются конкретные целевые рекреационно–познавательные объекты посещения («изюминки» путешествия);

    определяются удобные для достижения намеченных рекреационно–познавательных объектов посещения пункты приезда и отъезда группы с маршрута;

    определяются места организации биваков и больших привалов, которые должны в максимальной степени удовлетворять задачам безопасности, отдыха и оздоровления участников, а так же выполнению экскурсионно–познавательных задач;

    определяется тактическая схема маршрута (линейная, кольцевая, с участками радиального движения);

    определяются пути достижения намеченных главных рекреационно–познавательных объектов и пунктов организации обеденных привалов и биваков (маршрут движения группы);

    маршрут, вследствие выше указанных действий, разбивается на отдельные, посильные для участников, дневные переходы определенной протяженности;

    на дневных переходах намечаются опорные ориентиры для точного движения по маршруту (точечные, линейные, площадные).

Как было указано выше, протяженность маршрута определяется составом группы. На маршруте похода намечаются наиболее удобные и подходящие пункты для обеденных привалов и организации полевых лагерей для ночлегов (биваков). Определив в районе похода пункты биваков, нитка маршрута автоматически разобьется на ряд дневных переходов, которые должны быть посильными для участников и не вызывать у них чрезмерного физического и психического утомления.

Исходя из расположения в выбранном районе целевых рекреационных объектов и удобных пунктов старта и финиша похода, туристы определяют оптимальную тактическую схему построения маршрута: линейную, кольцевую, комбинированную (с включением кольцевых участков и участков радиального движения).

Линейный маршрут не замкнут, и имеет различные, удаленные друг от друга, пункты старта и финиша.

В случае кольцевого (замкнутого) маршрута – предполагается единый пункт старта и финиша.

В походах часто используется комбинированная схема маршрута с включением кольцевых участков на линейном в целом маршруте или участков радиального движения. Радиальные выходы осуществляются от мест бивака или привала к целевым объектам с последующим возвращением в исходный пункт по тому же пути. Применение радиального движения на маршруте позволяет туристам эффективно провести осмотр достопримечательностей, полнее насладится уникальными природными объектами, так как они не обременены походным грузом и могут преодолевать значительные расстояния.

При выборе оптимального пути движения к местам расположения биваков и целевым объектам на маршруте по карте намечают лесные, полевые дороги (рекомендуется отказаться от передвижения по шоссейным и автомобильным дорогам), идущие в нужных направлениях, иные линейные ориентиры для движения (просеки, берега рек и т.д.). Следует ограничить протяженность переходов по просекам и бездорожью. Преодоление препятствий – не цель похода выходного дня. Таким образом, на карте определяется конкретная линия движения для каждого дневного перехода.

В пределах каждого дневного перехода следует наметить ряд опорных ориентиров для движения. Данные ориентиры понадобятся в целях уверенного ориентирования и соблюдения намеченной нитки маршрута. В качестве опорных ориентиров маршрута служат различные ориентиры местности: точечные (перекрестки дорог, отдельные здания, мосты и пр.); линейные (дороги и просеки, используемые для движения или пересекаемые во время движения, берега рек, границы между лесными массивами и полями и т.д.); площадные (населенные пункты, озера, небольшие лесные массивы).

В заключение следует оценить намеченный маршрут в целом: удаленность точек начала и окончания маршрута от транспортных магистралей, привлекательность выбранных рекреационных и познавательных объектов, удобство и надежность выбранных путей движения к ним, логичность выбранной тактической схемы маршрута, мест организации биваков и т.д.

Исходя из масштаба карты, необходимо еще раз тщательно (строго по линии предполагаемого движения) измерить протяженность всех намеченных дневных переходов; определить общую протяженность маршрута и сравнить ее с намеченными параметрами для конкретной группы туристов. При необходимости в намеченный маршрут вносятся необходимые коррективы.

Следующим этапом подготовки к походу выходного дня является сбор группового снаряжения. К нему относятся: продукты питания, полиэтиленовая пленка, топор, пила, ведра или котелки, половник, спички, компас, карта маршрута, медицинская аптечка и спортивный инвентарь. Все групповое снаряжение распределяется среди участников похода. Спички и карту во время похода следует хранить в полиэтиленовом мешке.

Такой набор снаряжения необходим, если планируется приготовление горячей пищи на костре, а если планируется «шведский стол» из продуктов захваченных всеми участниками похода из дома, то необходимость в этом отпадает. Но романтика путешествий предполагает дым, костер и горячий чай. Кроме того, в походах могут возникать самые различные ситуации, в том числе и экстремальные: то дождь пошел, то ногу натер или руку обжег участник, а то и вовсе заблудились в незнакомой местности…

При выборе личного снаряжения следует выполнять следующие рекомендации.

В походы выходного дня выходят с учетом сезона: в удобной одежде (спортивные или брючные костюмы) и свободной обуви (кроссовки, кеды, туристские ботинки). Обувь обязательно должна быть ношенной, иначе неизбежны потертости и мозоли на ногах. Также обязательно необходимо иметь шерстяные и хлопчатобумажные носки. Носки из синтетических ниток для походов неприемлемы, т. к. они не обеспечивают должного тепло– и воздухообмена при ходьбе. Ноги быстро потеют и возможно образование мозолей.

Головной убор из синтетической ткани также нежелателен, как и меховые шапки для лыжных прогулок и походов. Головной убор для летних походов должен быть из простой ткани светлых тонов, для осенне-зимних походов – из шерстяной ткани разной толщины. В зависимости от времени года и погоды берутся с собой шерстяные свитера, ветрозащитные костюмы и запасные хлопчатобумажные футболки, хотя опытные туристы никогда не рассчитывают на милость природы, а рассчитывают только на себя.

Обязательным атрибутом личного снаряжения является рюкзак. Использование спортивных сумок не желательно, так как конструкция рюкзака наиболее оптимально распределить груз вдоль тела, что позволяет комфортно преодолевать маршрут.

Введение

Активный отдых - лучшее средство укрепления здоровья. Отдых в пути, в движении помогает быстрее и полнее, чем "сидя­чий" и "лежачий" восстановить работоспособность, снять усталость, улучшить общее самочувствие. Те, кто отдает предпочтение актив­ному отдыху, сохраняют хорошую физическую форму, не знают "модных" болезней сердечно-сосудистой системы, обладают высо­ ким творческим потенциалом и в солидном возрасте.

Общеизвестно, что без полноценного отдыха нет и высокопро­ изводительного труда. К сожалению, многие, в том числе и моло­дежь, предпочитают комфортные условия отдыха, в привычном интерьере городских благоустроенных квартир, обязательно с теле­ визором, мягкой мебелью, коврами. Тем более, что к выходному приурочено множество дел. И привычный их круговорот проходит среди бетонных стен, в окружении изделий из пластмассы, в изоля­ ции от природы.

Разумнее, полезнее и интереснее освободить себе выходной для настоящего отдыха и отправиться в маленькое путешествие.

Одной из самых доступных форм активного отдыха, одним из могучих средств укрепления здоровья являются туристские походы выходного дня.

Правильно организованный и хорошо проведенный поход ук­репляет здоровье, закаляет организм, развивает силу, ловкость, выносливость, инициативу, мужество, настойчивость, дисциплини­ рует, активизирует в труде. В походе рождается чувство коллекти­визма, любви к природе, расширяется кругозор туриста, духовно совершенствуется личность каждого. Походы доступны людям любого возраста с различной физической подготовкой и разными интересами.

В условиях похода турист попадает в особую атмосферу тепло­ ты, радушия, общения, новых знакомств, нередко обретает дру­зей, в кругу которых формируются и новые интересы.

В последнее время в походы выходного дня устремляется все больше молодых людей. Чем раньше "заболеть" туризмом, тем больше пользы принесет это увлечение, хотя, разумеется, начинать никогда не поздно.

Походы помогают овладеть такими полезными навыками, как ориентирование на местности, умение оказывать доврачебную помощь, передвигаться в условиях бездорожья, преодолевать преграды, переправляться через реки и овраги, ремонтировать одежду и обувь, готовить пищу на костре и т. п.

Как правило, надолго остаются впечатления от похода. За­помнится вечер у костра, особый вкус ужина, попахивающего дымком. Поднимет настроение песня, обязательно найдется среди спутников хороший рассказчик. Крепок сон на свежем воздухе в спальном мешке и походной палатке. А утром снова воодушевит, ободрит и развлечет движение, смена ландшафтов в пути. Походное самочувствие незабываемо.

Особенно необходим походный режим выходного дня тем, кто занят умственным трудом. Поэтому очень важно "мобилизо­вать" в поход педагогов и врачей, инженеров и техников, работни­ков науки и культуры, партийных и хозяйственных органов и т. д. А для этого важно регулярно в воскресные и праздничные дни, зимой и летом, весной и осенью, в любую погоду организовы­вать активный отдых. Лучший вид отдыха - это туризм, истинное воплощение культуры свободного времени.

Туризм - путь к здоровью.

Разработка маршрута

Маршрут соответствует цели похода - длительное общение с природой, активное передвижение, радость неформального дружеского общения, возможность прекрасно отдохнуть от повседневных забот, от «шума городского», получить отличный заряд бодрости и закалки делают туристские походы лучшим видом отдыха выходного дня.

Поход будет проходить 1-2 сентября 2007 года. Маршрут линейный, пройдет по Луганской области, Свердловскому району:

Бирюково - Калининский

Группа отправляется в поход выходного дня первой категории сложности, который продлится 2 дня (2 дня и 1 ночь).

Расчет похода

В среднем планируется проходить 17,5км.

За весь поход будет пройдено 35км.

1.09.2007 – 6.00. Выезд из Свердловска в пос.Бирюково

6.30. Начало похода: пос.Бирюково – с.Братское –

С.Дарьино-Ермаковка (ночевка).

За день будет пройдено 15км.

2.09.2007 – с.Дарьино-Ермаковка – с.Карпово-Крепенское –

пос.Калининский. За день будет пройдено 19.7км

В 19.00 выезд из пос.Калининского в Свердловск.

Распорядок дня

6.00 – 7.00 – подъем дежурных.

8.00 – общий подъем.

8.30 – 9.00 – завтрак.

10.00 – выход на маршрут

13.30 – обед

15.30 – выход на маршрут.

19.00 – остановка на ночлег.

20.00 – ужин.

22.00 – 23.00 – отбой.

Распределение обязанностей

Участвовать в походе могут все желающие независимо от возраста. Можно идти с товарищами по работе, членами семьи, друзьями и знакомыми. Очень важно включить в группу опытных туристов, способных передать свой опыт новичкам.

Туристский коллектив немыслим без руководителя, без со­блюдения строгой дисциплины (обязательной для каждого члена группы!), без выполнения определенных обязанностей на мар­шруте и на привалах.

1. Р уководитель группы – Дубровин Артем Анатольевич.

Назначается советом физкультуры предприятия. Он обязан обеспечить подготовку группы к походу, поддерживать дисциплину и порядок в коллективе, обеспечить выполнение пели похода. Руководитель несет ответственность за соблюдение правил организации и проведения походов, выполнение требований Закона об охране природы, за безопасность туристов, сохранность полученного снаряжения и правильное расходование подотчетных денежных средств.

Руководитель должен быть политически грамотным и культур­ным, пользоваться авторитетом в коллективе, быть способным организатором и опытным туристом, чутким и заботливым товари­щем, должен знать маршрут, иметь карту или схему маршрута, хорошо ориентироваться на местности.

Руководитель пользуется правом единоначальника, и его указания о порядке движения, взаимопомощи, выполнении по­ручений обязательны и должны выполняться безоговорочно. В слу­чае необходимости он имеет право изменить маршрут или прервать поход.

Своим личным примером руководитель должен воспитывать участников похода, учить их соблюдать лучшие туристские традиции.

Если группа во время похода наметила посетить исторические памятники или другие экскурсионные объекты, руководителю следует предварительно познакомиться с ними, почитать о них или получить консультацию в соответствующей организации, чтобы во время осмотра рассказать о них участникам похода. Накануне похода руководитель проводит собрание группы, на котором распределяются обязанности и решаются все органи­зационные и хозяйственные вопросы.

2. Заместитель руководителя – Дубровин Андрей Анатольевич. Избирается из числа опытных и уважаемых участников похода. Его распоряжения также обяза­тельны для группы, ибо он действует в соответствии с решением руководителя. В его обязанности входит помогать руководителю поддержи­вать должную дисциплину и порядок, разбирать и устранять кон­фликты между участниками.

3. Завхоз группы – Сидельникова Лариса Сергеевна.

Энергичный, расторопный и аккуратный турист. Отвечает за питание и снаряжение, ведет их учет, распределяет продукты и снаряжение по рюкзакам, составляет меню, заботится о пополнении продуктов в пути. От завхоза во многом зависит успех похода. Поэтому к его выбору надо относиться очень серь­езно.

Завхоз назначает дежурных для приготовления пищи, выдает им продукты согласно меню. В помощь ему обычно выделяются 2-3 туриста.

4.Казначей – Малыхина Яна Васильевна.

Производит все денежные расчеты. Собирает у турис­тов деньги на питание, прокат снаряжения, транспорт. Приобретает проездные билеты. Казначей обязан вести строгий учет расходов и в любое время по требованию участников должен полностью отчитаться за израсходованные средства,

5. Врач группы – Авершина Ольга Всеволодовна.

Назначается руководством поликлиники из числа штатных медицинских работников. Должен иметь походную медицинскую аптечку с набором медикаментов, необходимых для оказания первой помощи при травмах и заболеваниях. В походе врач не только оказывает первую помощь, но и старается преду­предить заболевания. Следит, чтобы участники не натерли ноги, чтобы не было ожогов, солнечных и тепловых ударов.

Если врача не окажется, его обязанности добровольно берет на себя один из членов группы. До похода он обязательно должен получить специальную медицинскую консультацию у врача по­ликлиники.

6. Фотограф – Стрельцов Игорь Николаевич.

Им может стать любой турист, имеющий фото­аппарат и знакомый с техникой фотографирования. Взять с собой фотоаппарат с запасом пленок может каждый фотолюбитель. Диапазон туристских походных сюжетов необычайно широк. Исторические и архитектурные памятники, интересные объекты природы, своеобразие населенных пунктов, а рядом - товарищи по работе в походной экипировке. Совместные привалы, обеды, разбивка бивака, купание - все это очень выразительно получается на походных фото, радует туристов, помогает им вспомнить обсто­ятельства путешествия.

7.Ответственный за ремонт снаряжения – Мележик Андрей Петрович.

Распоряжается инстру­ментами и материалами для ремонта (технической аптечкой), хранит их. При необходимости ремонтирует снаряжение самосто­ятельно или привлекая товарищей по группе.

Не получившие должностей при желании не останутся без дела. В пути можно собрать коллекцию геологических образцов, корни, шишки для поделок и т.п. Разбивку бивака, заготовку дров, разжигание костра, приготовление пищи эту работу поочередно выполняют все члены группы.

Участники похода обязаны:

· выполнять указания руководителя группы;

· пройти всестороннюю подготовку до начала похода и активно участвовать в его подготовке:

· прослушать цикл лекций, бесед или ознакомиться с инструк­циями по вопросам соблюдения правопорядка при прохождения маршрута, природоохранных законов, правил пожарной безопас­ности в лесах и предупреждения пожаров, а также способах туше­ния их, правил безопасности на воде, предупреждения травматизма, обморожения и оказания доврачебной помощи;

· строго соблюдать санитарно-гигиенические правила на протяже­нии всего маршрута;

· оказывать помощь товарищам, терпящим бедствие; вести себя тактично по отношению к местному населению; своевременно информировать руководителя группы об ухуд­шении состояния здоровья и травм ах ;

· бережно относиться к природе, памятникам истории и культу­ры, принимать активное участие в общественной работе;

· участвовать в подготовке отчета и информационных материа­лов о совершенном походе.

Обязательно следует предупредить всех участников, что по­ходный день следует посвятить походу целиком. Нервозно и сует­ливо ведет себя в пути тот, кто собирается провести вечер в гостях, на свидании, в театре, за срочной работой. Такие торопят события: забегают вперед, срываются с привала, призывают скорее завершить путешествие. Нервничая, они не получают нужной разрядки сами и портят отдых товарищам.

Очень важно поддерживать во время общения в походе добрый товарищеский тон. От него зависит настроение людей, а значит, и успех путешествия. Отправляясь в поход, следует отвлечься от повседневных неприятностей и невзгод, настроиться доброжелатель­но и оптимистично.

Проведение общих собраний группы

За месяц до начала похода(то есть с августа) каждую субботу (в течении целого месяца) будут проводиться общие собрания группы с целью полной всесторонней подготовки к походу: будет проводиться полное распределение обязанностей, каждому участник похода будут выданы список личного туристического снаряжения, список продуктов, смета похода и общая стоимость похода. Все участники похода должны обязательно посещать собрания. Первое собрание состоится 1 августа в 17:00 в туристическом клубе «Турист» города Свердловска. Каждый участник обязан принести медицинскую справку, студенческий билет.

Подготовка участников похода

Начиная с июля каждую субботу будет проводиться следующая подготовка участников похода по следующим параметрам:

1. физическая подготовка (каждый участник похода должен предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья, физическая подготовка к походу -выполнение основных нормативов).

2. психологическая подготовка состоит в проведении нескольких мероприятий до начала похода с участниками. К этим мероприятиям будут относиться: 2 похода выходного дня, а также спортивные соревнования. Целью этой подготовки является создание дружественного коллектива.

3. техническая подготовка(участники должны овладеть техническими навыками и научиться бороться с разнообразными природными препятствиями).

Расчет сметы похода

При составлении сметы похода необходимо учитывать следующие статьи расходов (на 1 человека):

· Р асходы на проезд: билеты на автобус Свердловск – Бирюково – 3грн. и автобус Калининский – Свердловск – 1,5грн. К общей стоимости добавляется еще 10%. Тогда расходы на проезд составляют – 4грн. 95 коп.

· Р асходы на питание составляют 18грн. на день на одного туриста.

· Р асходы на походную аптечку – 12грн.

· С умма денег для одного человека – 45грн. 45коп.

· Общая сумма для всего похода – 363грн. 60коп.


Списки личного имущества

Списки группового имущества

Таблица 1

(из расчета на группу 8 человек)

Составление меню и распределение продуктов

Продовольственный рацион зависит от продолжительности и сложности похода. Бывалые туристы находятся в движении примерно 8 часов в день и расходуют при этом 50-60 ккал на 1 кг своего веса. Значит, если вес равняется 70 кг, то калорийность дневного рациона должна соответствовать 4 000 ккал. Учитывая, что данный поход – поход выходного дня, калорийность дневного рациона снижена до 3 000 ккал.

Выбор походного меню определяется вкусами участников похода, его сложностью, сезоном года и т.д. Для обеспечения возможно полноценного питания и достаточных его вкусовых качеств набор продуктов должен быть разнообразным. Выпуск сублимированных продуктов облегчает задачу снижения их веса так же, как и сухие консервы в виде мясных и овощных супов, крупяных каш в бумажной упаковке. Целесообразны и сухие овощи. Высококалорийны шпиг, халва, орехи в сахаре, шоколад. Хлебные изделия используются в виде сухарей, галет, печенья, хрустящих хлебцов. Целесообразен достаточный запас сухофруктов.

Ремонтный набор

(из расчета на группу в 6–8 человек)

Таблица 2

* Берется в зависимости от конкретного снаряжения у группы.

Комплектация походной аптечки

Медицинская аптечка

Состав аптечки. В состав снаряжения для многодневного путешествия на туристскую группу в 6–8 человек включается аптечка из следующих средств:

Таблица 3

* Индивидуальные пакеты первой помощи входят в состав личного снаряжения.

В путешествии по местам, где много кровососущих насекомых, в состав аптечки входят репелленты.

Походная аптечка упаковывается в герметичную укладку, надежно защищающую медикаменты от воды, снега и солнечных лучей, а также от ударов и тряски.

Средства для инъекций. Если в группе имеется специально обученный санинструктор, умеющий делать инъекции, то в составе аптечки дополнительно рекомендуется иметь:

Таблица 4

На маршрутах, где имеются ядовитые змеи, аптечка укомплектовывается также противоядной сывороткой.

Комплектация краеведческого снаряжение

К краеведческому снаряжению относится следующее: блокнот и ручка; диктофон; видеокамера.

Методика и время проведения детального инструктажу по технике безопасности туристского похода

Для участников похода должны проводится следующие виды инструктажа: инструктаж по технике безопасности во время проезда в транспорте; инструктаж по технике безопасности во время работы с огнем; инструктаж правил поведения при посещении экскурсионных объектов; инструктаж экологической безопасности; инструктаж правил поведения на воде; инструктаж техники безопасности преодоления технически сложных участков маршрута.

После того как все участники прослушают инструктажи, они должны расписаться в журнале техники безопасности о том, что они прослушали все инструктажи

Вывод

Туристские походы способствуют формированию у взрослых и у детей чувства коллективизма, ответственности. Трудности походной жизни вырабатывают выдержку, выносливость, настойчивость.

Устройство походного быта, приготовление обеда на костре, наблюдение за окружающей природой – всему этому можно научиться в походах.

Тем, кто собирается пополнить ряды путешествующих, разумнее начинать с малого – освоения пригородных туристических маршрутов. Каждый край, каждая область имеет своеобразную природу.

Длительное общение с природой, активное передвижение, радость неформального дружеского общения, возможность прекрасно отдохнуть от повседневных забот, от «шума городского», получить отличный заряд бодрости и закалки делают туристские походы лучшим видом отдыха выходного дня.


Список использованной литературы

1. Бриж А.М. Маршруты выходного дня. Путеводитель. Донбасс, 1989

2. Владимирский Б.С. Выбираю тропу: книга о туризме. Киев. Молодь

3. Гранильщиков Ю.В. Семейный туризм. - М.: Профиздат, 1983.

4. Костриця Н.Ю. Туристський похід вихідного дня. – К.:Здоров*я, 1988

5. Луганська область. Політико-адміністративна карта. Офіційне видання

6. Макаревич Э.Л. Туристские походы выходного дня. Минск, 1990

7. Моргунов Б.П. Туризм. Учебное пособие. – М.: Просвещение,1978

8. Павлик В.І. Покличте нас у турпохід. – К.: Здоров*я, 1991

9. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристических походов. – М.: Профиздат, 1987

10. Сергеев В.Н. Туризм и здоровье. – М.: Профиздат, 1987

11. Туристичний довідник «Моя Луганщина»

Кузнецова Екатерина Викторовна,

воспитатель 1 младшей группы,

ЦРР МДОУ№20 п. Рощино, Челябинской области

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых-родителей, педагогов.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка» . Конвенция о правах ребенка признает «право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях» (ст.31,п.1).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства российской Федерации с учетом конвенции ООН о правах ребенка, в основе которого заложены принципы. Одним, из которых является «Поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства», а также «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной группы, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка» .
Основные принципы ФГОС направлены на: полноценное проживание всех этапов детства, обогащение детского развития; поддержку инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество детского сада с семьей; приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Одной из задач ФГОС является «Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических, качеств. Инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности».
Для успешной реализации Программы ФГОС должны быть обеспечены ряд психолого-педагогических условий, одним из которых является «Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность». Для того чтобы педагогический коллектив ДОУ мог реально помочь родителям, нужна систематическая и целенаправленная работа вначале с сотрудниками детского сада, а затем педагогов с родителями.
Педагог – главное действующее лицо. Осуществляет работу по повышению правовой, психолого-педагогической культуры родителей: вовлекает членов семьи в процесс воспитания и развития детей на праздниках, выставках, совместных спортивных мероприятиях, изготовлении газет, походах, экскурсиях и т.д.
Как отмечает Т.Н. Доронова «На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность младшего школьника» .
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей - создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Основные формы взаимодействия с родителями:
Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование родителей.
Информирование о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты, и праздники, создание памяток, сайтов детского сада, переписка по электронной почте.
Образование родителей организация «школы для родителей», «семейного клуба» (лекции, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки).
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, конкурсов, концертов, семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музеи, библиотек и т.д.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
План совместной работы с родителями
В нашем Центре Развития Ребенка №20 п.Рощино, уже с 1 младшей группы родителей привлекают к совместной деятельности. Организуют совместные физкультурные, музыкальные занятия, эстафеты, фотовыставки, выставки поделок, праздники. А также маршруты выходного дня: выезды педагогов, детей и родителей в театр, на выставки, экскурсии в аквариумы, зоопарки, на праздники поселения и т.п.
В этом году мы уже начали выполнять план по совместной работе с родителями [таблица №1]. Провели собрания, фотовыставки и выставки поделок, а также совершили маршруты выходного дня.
«Маршрут выходного дня» в ДОУ.
Одно из приоритетных направлений работы ДОУ – взаимодействие с родителями. Педагоги ДОУ осуществляют поиск инновационных форм и методов работы с родителями воспитанников для установления позитивного взаимодействия и сотрудничества в рамках образования дошкольников.
Одним из эффективных способов работы является разработка «маршрутов выходного дня». «Маршрут выходного дня» может разрабатываться для детей всех возрастов. Возраст ребенка определяет специфику маршрута. Целью разработки «маршрутов выходного дня» является: Воспитание у дошкольников уважения и интереса к родному краю, духовной культуры человека через взаимодействие и сотрудничество педагогов с родителями .
Маршрут выходного дня "Аквариум"
8 ноября 2015 года, малыши и родители нашей группы вместе поехали в парк "Металлург" на ЧМЗ, там нас ждал "ДомАквариум". А в нем три зала с различной живностью: рыбами, насекомыми, рептилиями. После ремонта все преобразилось, аквариумы и террариумы в обновленном интерьере, заиграли новыми красками. Дети, мамы и папы, бабушки и дедушки, с большим интересом рассматривали экзотические виды растений и животных. Особенно впечатлили кораллы, крокодилы, пауки, змеи и вараны. Также малыши полакомились пирожным в кафе и сфотографировались с пиратами, старинными кораблями и даже покрутили штурвал. Поездка получилась познавательной и принесла море впечатлений!!!
Маршрут выходного дня - кукольный театр.
27 сентября 2015 года дети и родители нашей группы вместе ездили в кукольный театр, на сказку "Машенька и медведь". Для малышей кукольный театр открыл свои двери впервые. Мы любовались его красотами, коллекцией кукол, трогательными персонажами из сказки, кидали монетки в фонтан...
Получение обратной связи: Организация утреннего сбора в группе в понедельник, обмен впечатлениями, показ детьми программок, фотографий, буклетов с места посещения. Выслушивание мини-сообщений детей о месте посещения с опорой на модель. Оформление результатов посещения в виде фотоотчетов, выставок, презентаций. Результат: Мотивация родителей на предстоящую деятельность, дальнейшее сотрудничество с детским садом. Расширение представлений детей о родном городе и крае. Расширение активного и пассивного словаря детей, развитие связной речи. Насыщение предметно-пространственной среды материалами краеведения: альбомами, фотовыставками, вернисажами рисунков, созданными детьми совместно с родителями, презентациями и фильмами о городе и крае, записи впечатлений в «Книге странствий».
В настоящее время усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития дошкольников. В связи с этим педагогами ДОУ ведется постоянный поиск наиболее эффективных форм работы с семьей. Разработка "маршрутов выходного дня" - один из эффективных способов взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Таблица №1. План совместной работы с родителями

Месяц

Совместная деятельность с родителями

сентябрь

1.Физкультурное занятие «Веселые цыплята».

2.Групповая фотовыставка «Давайте познакомимся!».

3.Групповая выставка поделок из природных материалов «Осень золотая!».

4.Выставка поделок из овощей и фруктов «Чудо-овощь».

октябрь

1.Поездка в кукольный театр, на спектакль «Машенька и медведь».

2.Общее родительское собрание. 3. Групповое родительское собрание.

ноябрь

1.Поездка в «Дом Аквариум». 2. Конкурс «Кормушка для птиц».

декабрь

1.«День открытых дверей!».

2. Конкурс детского сада «Новогодняя игрушка».

3.Новогодний утренник.

январь

1. Физкультурное занятие « Вместе с мамой, вместе с папой».

февраль

1. Утренник, посвященный дню защитников отечества.

март

1.Утренник, посвященный женскому дню.

апрель

1.Физкультурное занятие «Ай, да, заиньки!». 2. Выставка «Веселые скорлупки».

май

июнь

1. Поездка в театр песочной живописи «Скарабей», спектакль «Остроушко. Приключение лисички-плутовки.»

июль

1. Поездка в «Первый театр» интерактивный театр, постановка «Вода».

август

1. Поездка в «Дом Сказки в парке Пушкина», интерактивный театр-музей.

Список литературы:

1. Доронова Т.Н.. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений» - М., 2002.
2. Романова Наталья Александровна. Педпортал, 26 Мая 2015.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014.-32с.

Похожие статьи