Как составить заявление об уплате косвенных налогов? Как правильно заполнить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов Срок проверки заявления о ввозе товаров

Организация импортировала товар из страны – участницы ЕАЭС. Налоговый орган отказал в приеме Заявления о ввозе товара в электронной форме в связи с непредставлением документов. Если заявление о ввозе и уплате косвенных налогов предоставляется в электронном виде, то как предоставляются подтверждающие документы? Что делать, если отказали в приеме заявления?

При осуществлении сделок между налогоплательщиками (плательщиками) государств – участников Таможенного союза ЕАЭС необходимо руководствоваться:
– Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (далее – Договор);
– Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, далее – Протокол) (Астана, 29 мая 2014 г.);
– Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов (далее – Протокол об обмене информацией) (Санкт-Петербург, 11.12.2009);
– Налоговым кодексом РФ. При этом приоритет имеют нормы Договора и Протоколов (ст. 7 НК РФ).
Согласно п. 13 Протокола взимание НДС при импорте товаров с территории государства – члена ЕАЭС осуществляется налоговым органом по месту учета импортера. То есть при ввозе товаров на территорию РФ из стран – участниц Договора российский покупатель (организация или индивидуальный предприниматель) – собственник товара должен уплатить НДС. При этом налог уплачивается в особом порядке. Так, в силу п. 19 Протокола НДС уплачивается импортером не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.

В этот же срок в соответствии с п. 20 Протокола необходимо представить в налоговый орган налоговую декларацию по косвенным налогам. Одновременно с Декларацией налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы документы, предусмотренные п. 20 Порядка, в частности:
– заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо только в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика (далее – Заявление);
– документы, предусмотренные с выписку банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства-члена;
– транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
– счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства-члена при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства-члена. Если выставление (выписка) счета-фактуры не предусмотрено законодательством государства-члена либо товары приобретаются у налогоплательщика государства, не являющегося членом Союза, то вместо счета-фактуры в налоговый орган представляется иной документ (документы), выставленный (выписанный) продавцом, подтверждающий стоимость импортированных товаров;
– договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства-члена с территории другого государства-члена.

При необходимости представляются и другие документы, предусмотренные п. 20 Порядка. Документы (кроме заявления) могут быть представлены в копиях, заверенных в порядке, установленном законодательством государства – члена.

Отметим, что ни Протоколом, ни иными нормативными документами не предусмотрена подача подтверждающих документов в электронном виде. Исключение сделано только для Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Дело в том, что Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов является для налоговых органов документом, подтверждающим факт уплаты НДС импортером (письмо Минфина России от 26.02.2016 N 03-07-13/1/10931). Также этот документ (или сообщение о проставлении отметки налогового органа, подтверждающее факт уплаты косвенных налогов (освобождения или иного порядка исполнения налоговых обязательств) необходим экспортеру для подтверждения обоснованности применения им нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов (в силу п. 3 Протокола).

Исходя из положений Приказа ФНС России от 08.04.2015 N ММВ-7-15/140@ “Об утверждении Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса “ЕАЭС – обмен” (далее – Приказ N ММВ-7-15/140@) возможность представления Заявления в электронном виде предоставлена налогоплательщикам в первую очередь для целей информационного обмена между налоговыми органами стран-участниц ЕАЭС (смотрите также письмо ФНС России от 16.09.2015 N ОА-4-17/16340@).

Кроме этого, Заявление в электронной форме с отметкой налогового органа об уплате НДС служит для налогоплательщика основанием для принятия уплаченного налога к вычету. Напомним, что на основании положений п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе на территорию РФ товаров, перемещаемых через границу РФ без таможенного оформления, подлежат вычетам в случае использования этих товаров для осуществления операций, облагаемых НДС, после принятия их на учет и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров. Минфин России в своих разъяснениях отмечает, что право на вычет соответствующих сумм НДС возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором НДС по товарам уплачен и отражен в соответствующих налоговой декларации и Заявлении (письма от 26.01.2012 N 03-07-14/10, от 17.08.2011 N 03-07-13/01-36, от 20.07.2011 N 03-07-13/01-26).

Таким образом, налогоплательщик, осуществивший ввоз товара с территории государства-участника ЕАЭС, должен представить Декларацию по косвенным налогам, приложив к ней документы, перечисленные в п. 20 Протокола. При этом не предусмотрена возможность представить указанные документы в электронном виде (за исключением Заявления).
В то же время ни в Протоколе, ни в Протоколе об обмене информацией не указано, что при подаче Заявления в электронном виде налогоплательщик должен представить одновременно документы, подтверждающие ввоз товара и уплату косвенных налогов (в бумажном или электронном виде).
Исходя из положений Приказа N ММВ-7-15/140@ должностное лицо налогового органа, в который поступило Заявление в электронном виде по ТКС, осуществляет контроль правильности заполнения Заявления в соответствии с пп. в) п. 8.1.3 Приказа N ММВ-7-15/140@ и при отсутствии замечаний регистрирует Заявление и направляет его в отдел, ответственный за проведение камеральных налоговых проверок.

Отметим, что при успешном прохождении указанного контроля налогоплательщику (его представителю) незамедлительно формируется квитанция о приеме, подтверждающая, что заявление было успешно принято налоговым органом и зарегистрировано в ПК “СЭОД”. В противном случае формируется уведомление об отказе в приеме, с указанием причин отказа.
Исходя из п. 8.1.5 Приказа N ММВ-7-15/140@ камеральная проверка Заявления осуществляется в соответствии с требованиями Договора, протокола о порядке взимания налогов, правил заполнения заявления (приложение N 2 к протоколу об обмене информацией).

При этом при проверке используются и учитываются, в частности:
– данные налоговых деклараций по косвенным налогам;
– сведения о поступлении (уплате) косвенных налогов;
– представленные документы и их комплектность.

При этом в случае, если отсутствует налоговая декларация по косвенным налогам за налоговый период, к которому относится Заявление, то отметка о подтверждении уплаты косвенных налогов (освобождения от налогообложения) на Заявлении не проставляется.

При представлении заявления в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика налоговый орган направляет налогоплательщику в электронном виде документ, подтверждающий факт уплаты косвенных налогов (освобождения или иного порядка исполнения налоговых обязательств), либо документ с мотивированным отказом (абз. 3 п. 6 Правил заполнения заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (Приложение 2 к Протоколу об обмене информацией)).

Таким образом, исходя из положений Приказа N ММВ-7-15/140@ налоговый орган не может отказать в приеме Заявления в электронном виде (при отсутствии ошибок, указанных в пп. “в” п. 8.1.3 Приказа N ММВ-7-15/140@), однако может отказать в проставлении отметки о подтверждении уплаты косвенных налогов (освобождения от налогообложения) по Заявлению в случае отсутствия в налоговом органе Декларации и подтверждающих документов.

Ответ подготовил: Ткач Ольга, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ответ прошел контроль качества

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

www.garantexpress.ru

Как составить заявление об уплате косвенных налогов?

Заявление об уплате косвенных налогов направляют в ФНС импортеры товаров из стран ЕАЭС в числе прочих документов, дополняющих декларацию по НДС по соответствующей разновидности импорта. Изучим подробнее, каким образом используется и заполняется данное заявление.

Кто должен уплачивать косвенные налоги при импорте товаров из стран ЕАЭС

Все импортеры товаров из стран ЕАЭС, вне зависимости от организационно-правовой формы и применяемого режима налогообложения, обязаны уплачивать в бюджет своего государства косвенные налоги.

Косвенные налоги включают в себя акцизный сбор или налог, а также налог на добавленную стоимость (НДС).

Тот факт, что российская фирма в общем случае освобождена от уплаты НДС - например, если работает на упрощенке, - в данном случае не играет роли. При импорте товаров из ЕАЭС налог уплачивается всеми хозяйствующими субъектами, если законом не установлено иное.

Алгоритм взимания косвенных налогов регламентирован одноименным Протоколом, который является приложением № 18 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014.

Для исчисления и уплаты импортного НДС по товарам, ввезенным из ЕАЭС, налогоплательщики обязаны отчитаться в ФНС по месту учета, подав следующий пакет документов:

  1. Декларацию о косвенных налогах.
  2. Оригинал заявления об уплате косвенных налогов.
  3. Банковскую выписку, подтверждающую факт уплаты импортного НДС.
  4. Договоры (контракты) поставки ценностей.
  5. Всю сопроводительную документацию на товар: счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и т. д.
  6. Срок предоставления вышеперечисленных документов - не позже 20 числа месяца, следующего за месяцем постановки на учет ввезенных материальных ценностей или даты платежа по договору лизинга.

    Для кого обязательна (необязательна) декларация о косвенных налогах

    Декларацию и заявление, о которых идет речь, правомерно рассматривать в роли ведущих отчетных документов, которые позволяют принять к вычету уплаченный при ввозе иностранных ценностей НДС.

    Форма декларации утверждена приказом Минфина РФ от 07.07.2010 № 69н. Документ может быть представлен как в электронном виде, так и на бумажном носителе - при условии, что налогоплательщик не относится к числу крупнейших и среднесписочное количество сотрудников не превышает 100 человек. Требование об электронном представлении декларации в данном случае не актуально.

    При этом форма должна заполняться, даже если импортный НДС не платится по тому или иному основанию, например, исходя из того факта, что осуществляется его передача между двумя иностранными филиалами одной и той же организации.

    ВНИМАНИЕ!Если местом реализации не является территория РФ - например, при продаже товаров представительством российской компании в другом государстве, - то декларация не подается и налоги не оплачиваются (письмо Минфина от 01.10.2014 № 03-07-08/49200).

    Таким образом, декларация об импорте товаров из ЕАЭС необязательна только для тех хозяйствующих субъектов, которые не ввозят на территорию РФ продукцию из государств соответствующего экономического объединения.

    За несвоевременную подачу декларации инспекторы взыщут штраф в 5-процентном размере от исчисленной величины налога за каждый просроченный месяц, но не более 30% от общей суммы налога и не меньше 1000 руб. (ст. 119 НК РФ).

    Изучим специфику оформления и предоставления заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

    Кто и для чего подает заявление о косвенных налогах

    В соответствии с подп. 1 п. 20 Протокола о взимании косвенных налогов, ИП и юридические лица, импортирующие товары в Россию из других стран ЕАЭС, как уже было сказано выше, должны составлять заявление, удостоверяющее факт:

  • ввоза товаров из ЕАЭС;
  • уплаты косвенных налогов.

Документ составляется по форме, утвержденной приложением № 1 к Протоколу об обмене информацией в ЕАЭС от 11.12.2009.

Заявление, о котором идет речь, направляется в ФНС в нескольких экземплярах: в бумажном варианте - 4 копии, а в дополнение к бумажным копиям - в электронном виде; или же в только в электронном - при условии подписания ЭЦП.

  • На практике российской фирме может быть предпочтительнее предоставление именно бумажной версии заявления об уплате косвенных налогов, поскольку:Одну из его копий необходимо передать партнеру из страны ЕАЭС, у которого ввезенный товар куплен.
    Соответствующую копию фирма из ЕАЭС использует для подтверждения права на применение нулевой экспортной ставки по НДС.
    То же самое может потребоваться сделать и российскому налогоплательщику, если он выступит в роли экспортера товаров.
  • ЭЦП, используемые для подписания заявления для ФНС и для заверения прочих документов, во-первых, разные, а во-вторых, они не будут действительны на территории другого государства. Поэтому зарубежный партнер попросту не сможет получить законный для своей страны вариант электронного документа.
  • Хотя в скором времени ситуация может измениться: на заседании Коллегии ЕАЭС в апреле 2017 года было решено ввести единую для всего объединения ЭЦП к концу года.

    Составление заявления об уплате косвенных налогов: нюансы

    При заполнении заявления об уплате косвенных налогов нужно иметь в виду, что:

  • Отдельный экземпляр документа составляется для каждого договора на поставку товаров.
  • Сведения об однотипных товарах, ввезенных по разным накладным документам, фиксируются в разных строках таблицы, присутствующей в разделе 1.
  • Код в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД фиксируется в графе 3 таблицы раздела 1, только если ввозится подакцизный товар (или если за него платится НДС по ставке 10%). При этом графы 14 и 19 заполняются только для подакцизных товаров, а в графах 16, 17 и 18 указываются налоговые ставки НДС и акцизов, утвержденные государством-экспортером.
  • Стоимость импортированного товара в графе 8 указывается по курсу ЦБ на момент принятия продукции к учету (если стоимость поставки в иностранной валюте, в том числе валюте государства, входящего в ЕАЭС).
  • При отсутствии счета-фактуры от поставщика товара из ЕАЭС в таблице указываются в соответствующих графах - 11 и 12 - данные по накладным и транспортным документам.
  • Раздел 2 документа налогоплательщик не заполняет (это должны делать налоговики), но обязательно включает в состав подаваемого в ФНС заявления об уплате косвенных налогов.
  • Налоговики, получив заявление, в установленном порядке уведомляют налогоплательщика о получении документа. Изучим подробнее данную процедуру.

    Как получить уведомление о подтверждении факта уплаты косвенных налогов от ФНС

    ФНС, получив от налогоплательщика рассматриваемое заявление, производит с ним следующие действия:

  • изучает его в течение установленного срока - не более 10 дней;
  • проставляет на каждом из экземпляров, если с ними всё в порядке, отметку, удостоверяющую факт уплаты импортного НДС, либо направляет налогоплательщику документ, удостоверяющий уплату импортного НДС, в электронном виде;
  • направляет электронный экземпляр заявления в ФНС страны-экспортера (ст. 2 «Протокола об обмене информацией…» от 11.12.2009).
  • ВНИМАНИЕ! Узнать, доставлено ли ваше заявление в ФНС экспортера, можно с помощью специального сервиса .

    Аналогичные действия осуществляют и налоговые органы стран ЕАЭС - при получении заявлений об уплате косвенных налогов за импортированные из России (или других стран объединения) товары от национальных хозяйствующих субъектов.

    Если ФНС обнаружит в документах, предоставленных налогоплательщиком, недочеты, то может проставить отказ в подтверждении факта уплаты данным хозяйствующим субъектом импортного НДС.

    В числе возможных причин отказа:

    • непредоставление документов по полному перечню, который приведен в п. 20 Протокола;
    • несоответствие сведений в заявлении тем, что отражены в декларации;
    • несоответствие сведений в бумажной версии заявления тем, что отражены в электронной копии документа;
    • обнаружение факта необоснованного занижения налоговой базы.
    • Оспорить немотивированный, по мнению плательщика, отказ можно в установленном порядке, написав жалобу в вышестоящий орган ФНС, а затем, если потребуется, - в суд.

      Хозяйствующий субъект, который ввозит на территорию РФ товар из страны ЕАЭС, направляет в ФНС заявление об уплате НДС за соответствующий товар. Прилагается данное заявление к налоговой декларации - наряду с другими документами, предусмотренными п. 20 Протокола о взимании косвенных налогов по Договору об учреждении ЕАЭС.

      Грамотно заявляем о ввозе товара в таможенном союзе

      Самое важное в этой статье

      Что изменилось в порядке представления Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов со вступлением в силу Таможенного кодекса таможенного союза

      Как правильно заполнять Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в случае, когда на один товар составляется несколько транспортных документов

      В каких случаях третий раздел Заявления можно не заполнять

      Поскольку Таможенный кодекс таможенного союза действует не так давно, у налогоплательщиков возникает множество вопросов, в частности о порядке заполнения форм документов при осуществлении торговых операций в рамках таможенного союза. В данной статье мы рассмотрим особенности заполнения Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее — Заявление) как документа, необходимого для подтверждения нулевой ставки НДС.

      Обратите внимание

      Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов составляется на русском языке, поскольку обмен информацией между налоговыми органами государств — членов таможенного союза осуществляется именно на русском языке.

      Напомним, что до вступления в силу Таможенного кодекса таможенного союза такое заявление были обязаны представлять только те российские участники внешнеторговых сделок, которые продавали товары в Республику Беларусь. Данный документ служил подтверждением нулевой ставки НДС и основанием для освобождения от акцизов. При ввозе товаров из этого государства российский налогоплательщик составлял Заявление и представлял его после уплаты косвенных налогов в инспекцию для получения отметки об уплате косвенных налогов. Данный документ служил подтверждением нулевой ставки НДС и основанием для освобождения от акцизов белорусского поставщика.

      Протокол от 11.12.2009 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов».

      Начиная с 1 июля 2010 г., т. е. после отмены таможенного оформления товаров, перемещаемых через российско-казахстанскую границу, обязанность подавать в налоговые органы Заявление в целях применения нулевой ставки НДС появилась у российских компаний, которые экспортируют товары из Российской Федерации в Республику Казахстан. При этом российские налогоплательщики заполняют Заявление и в случае ввоза товаров с территории Казахстана в Российскую Федерацию.

      Форма Заявления, а также порядок его заполнения в рамках таможенного союза установлены Протоколом об обмене информацией.

      Следует обратить внимание на то, что по сравнению с формой Заявления, действующей до 1 июля 2010 г., новая форма этого документа полностью адаптирована к случаям:

    • когда при поставках товаров задействованы более двух налогоплательщиков;
    • когда налогоплательщики, участвующие в поставках товаров, находятся на территории трех различных государств -членов таможенного союза.
    • Отметим, что обмен информацией между налоговыми органами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан осуществляется на русском языке (ст. 3 Протокола об обмене информацией). Следовательно, на нем составляется и Заявление, представляемое в налоговые органы.

      Правила заполнения Заявления определены приложением 2 к Протоколу об обмене информацией. В данных Правилах содержится подробный построчный порядок заполнения Заявления.

      Вместе с тем при заполнении Заявления следует руководствоваться письмами ФНС России, разъясняющими в ряде случаев порядок заполнения Заявления в целях избежания возможных проблем с применением Протокола по товарам.

      Если товар один, а транспортных документов несколько

      Письмо ФНС России от 13.10.2010 № АС-37-2/13179@ «О порядке заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов».

      Обратимся к письму ФНС России от 13.10.2010 № АС-37-2/13179@, в котором разъясняется порядок заполнения Заявления при наличии более одного транспортного (товаросопроводительного) документа на одну единицу товара.

      Путаница в таможенном законодательстве

      Необходимость разъяснений ФНС России вызвана следующими обстоятельствами. Положения п. 3 Правил заполнения Заявления предусматривают, что в графах 9 и 10 «Транспортный (товаросопроводительный) документ» можно указать неограниченное количество реквизитов транспортных (товаросопроводительных) документов для каждого товара, указанного в графе 2 «Наименование товара». Таким образом, при заполнении Заявления на бумажном носителе российский импортер товаров может указать в таблице для расчета суммы косвенных налогов, подлежащей уплате при импорте, в одной строке граф 9 и 10 несколько транспортных (товаросопроводительных) документов.

      Вместе с тем согласно Требованиям к составу и структуре информации в электронном виде об уплаченных суммах косвенных налогов в бюджеты государств — членов таможенного союза, установленным Протоколом об обмене информацией, передача информации в электронном виде допускает указание только одного транспортного (товаросопроводительного) документа. В связи с этим у налогоплательщика не будет возможности указать в документе, составленном в электронном виде, все данные, содержащиеся в документе на бумажном носителе. А поскольку сведения на бумажном носителе должны полностью совпадать со сведениями, которые налоговые органы получают по электронным каналам связи, такие документы не будут являться основанием для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов.

      Отметим, что в настоящее время вопрос о внесении изменений в Требования к составу и структуре информации в электронном виде обсуждается в ходе консультаций, проводимых специалистами заинтересованных министерств и ведомств государств — участников таможенного союза. До внесения соответствующих изменений налогоплательщики вправе пользоваться разъяснениями ФНС России.

      Заполняем Заявление шаг за шагом

      При заполнении Заявления в отношении одного товара ФНС России рекомендует указывать данные только об одном транспортном (товаросопроводительном) документе. При этом российским налогоплательщикам-экспортерам рекомендовано обратиться к своим контрагентам, поставляющим товар по нескольким транспортным (товаросопроводительным) документам, с просьбой поступать так же, т. е. указывать только один транспортный (товаросопроводительный) документ, непосредственно относящийся к реализуемому товару.

      ООО «Альфа» (хозяйствующий субъект Республики Беларусь) реализует ООО «Бета» (российский налогоплательщик) партию огнетушителей (10 000 штук) по цене 500 российских рублей за 1 шт. по одному контракту. Доставка осуществляется двумя автомобилями по 5000 огнетушителей в каждом. Она оформляется двумя транспортными (товаросопроводительными) документами.

      После принятия на учет указанной партии товара и уплаты НДС в бюджет ООО «Бета» одновременно с налоговой декларацией по косвенным налогам представляет в налоговый орган Заявление. При заполнении таблицы, служащей для расчета суммы косвенных налогов, подлежащей уплате при импорте, ООО»Бета»следует заполнять две строки, исходя из количества и стоимости огнетушителей, доставляемых в Российскую Федерацию двумя автомобилями. Порядок заполнения таблицы представлен на рисунке.

      Порядок заполнения таблицы, служащей для расчета суммы косвенных налогов, подлежащей уплате при импорте

      На основании подп. 1 п. 8 ст. 2 Протокола по товарам Заявление представляется в налоговый орган на бумажном носителе в четырех экземплярах и в электронном виде.

      Один экземпляр Заявления остается в налоговом органе налогоплательщика-покупателя. Три экземпляра возвращаются данному налогоплательщику с отметкой налогового органа, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме (освобождение от налогообложения НДС и (или) акцизов или иной порядок уплаты в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза ввезены на территорию этого государства без уплаты косвенных налогов).

      Налогоплательщик-покупатель должен направить Заявление с отметкой инспекции налогоплательщику государства -члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары с применением ставки НДС в размере 0% или освобождения от уплаты акцизов.

      Нормы Протокола по товарам не устанавливают, каким образом налогоплательщик — продавец товаров должен распорядиться двумя полученными экземплярами Заявления. Поэтому в данном случае возможны варианты, которые мы рассмотрим в примерах 2 и 3.

      ООО»Альфа» (российский налогоплательщик) заключает договор (контракт) на поставку товара с ООО «Бета» (казахстанский налогоплательщик). В данном случае один экземпляр заявления ООО «Альфа» представляет в свою налоговую инспекцию для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС, второй оставляет на руках.

      ООО «Альфа» (белорусский налогоплательщик) заключает договор (контракт) на поставку товара с ООО «Бета» (казахстанский налогоплательщик). Товары импортируются с территории России, т. е. в поставке товаров участвует еще и российский налогоплательщик — ООО «Гамма».

      В этом случае один экземпляр заявления остается на руках ООО «Альфа», т. е. налогоплательщика, который фактически является продавцом товаров и не претендует на нулевую ставку НДС. Второй экземпляр Заявления ООО «Альфа» передает ООО «Гамма», которое представит его в налоговую инспекцию для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС.

      Заявление состоит из трех разделов и приложения к нему. Первый и третий разделы Заявления и приложение к нему заполняет налогоплательщик, второй раздел -налоговый орган.

      Особенности заполнения некоторых разделов Заявления

      Письмо ФНС России от 21.10.2010 № АС-37-2/13886@ «О разъяснении порядка заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов».

      В письме ФНС России от 21.10.2010 № АС-37-2/13886@ до сведений налоговых органов и налогоплательщиков доведена информация о том, что в иных случаях раздел 3 Заявления не заполняется и соответственно не представляется в налоговый орган в составе Заявления.

      Так, первый раздел обязателен для заполнения. Третий раздел Заявления заполняется в следующих случаях.

      Во-первых, если законодательство государства — члена таможенного союза, резидентом которого является продавец, не признает операции по реализации товаров объектом обложения косвенными налогами по той причине, что местом реализации таких товаров не признается территория государства продавца. При этом в третьем разделе указывается налогоплательщик государства — члена таможенного союза, с территории которого были вывезены товары, применивший при реализации этих товаров ставку НДС в размере 0% (освобождение по акцизам).

      Во-вторых, при реализации товара покупателю через комиссионера, поверенного либо агента.

      Приложение должно заполняться в тех случаях, когда в поставке товара участвуют более трех лиц.

      Однако если налогоплательщик проставил в разделе 3 Заявления нули или прочерки, это не является основанием для отказа в принятии Заявления и в проставлении на нем отметки об уплате косвенных налогов.

      Заявление об уплате косвенных налогов россия

      Главное меню

      Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в электронном виде: просто и удобно!

      Согласно Протоколу о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, налогоплательщик – импортер товаров из государств-членов Евразийского экономического союза одновременно с налоговой декларацией обязан представить в налоговый орган заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде, либо указанное заявление в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика.

      Механизм представления налогоплательщиками заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в форме электронного документа заработал с 1 января 2015 года.

      Теперь налогоплательщик, направляя заявление в форме электронного документа с использованием электронной (электронно-цифровой) подписи, не должен представлять его на бумажном носителе.

      Представление заявления указанным способом осуществляется через оператора электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи налогоплательщика.

      Следует отметить, что по результатам проверки заявления, представленного указанным способом, налогоплательщику по ТКС незамедлительно формируется сообщение о проставлении отметки налогового органа или уведомление об отказе в проставлении отметки для передачи его по ТКС.

      Заявление по косвенным налогам в 2019 году можно оформить в электронном виде или на бумаге в строго регламентированной форме. Узнайте из нашего материала о нюансах его составления и вы сможете избежать ошибок при его оформлении.

      Заявление по косвенным налогам: понятие и назначение

      Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее — заявление) — это один из главных документов:

      • оформляемых импортерами товаров из стран ЕАЭС;
      • удостоверяющих факт ввоза товаров в РФ с территории государства — участника ЕАЭС и уплаты косвенных налогов;
      • предоставляемых налоговикам одновременно с декларацией о косвенных налогах и иными сопутствующими документами;

      Сколько государств в настоящее время входят в ЕАЭС, узнайте из материала .

      Основное назначение заявления — подтверждение факта уплаты косвенных налогов и обмен этими сведениями с налоговиками той страны, с территории которой ввезен товар.

      В какой бюджет зачисляются косвенные налоги, рассказываем .

      Структура заявления

      В составе заявления 3 раздела и 1 приложение:

      • в раздел 1 сведения заносит покупатель или посредник (если по законодательству государства, на территорию которого ввозится товар, эти лица уплачивают косвенные налоги);
      • раздел 2 предназначен для проставления отметки о регистрации заявления в налоговом органе;
      • раздел 3 заполняется не всегда и не всеми — только в определенных случаях, перечисленных в п. 4 Правил заполнения заявления по косвенным налогам (приложение № 2 к Протоколу об обмене информацией от 11.12.2009);
      • приложение оформляется в том случае, если число участников поставки более трех.

      Заполняйте разнообразные налоговые заявления с помощью материалов нашего сайта:

      • «Заявление о переходе на УСН в 2018-2019 годах (образец)» ;
      • «Составляем заявление на возврат НДФЛ (образец, бланк)» .

      Алгоритм заполнения заявления

      При оформлении заявления используйте следующий алгоритм:

      • Скачайте форму заявления с нашего сайта.
      • По каждому договору поставки заполните отдельное заявление.
      • Информацию о ввезенных по разным накладным однотипных товарах отразите в разных строках табличной части раздела 1.


      • Раздел 2 не заполняйте (это обязанность налоговиков), но обязательно включите его в состав документа.
      • Раздел 3 заполните только в том случае, если товар реализован покупателю через комиссионера (поверенного или агента) или если реализация товаров не облагается косвенными налогами по законодательству страны-продавца, так как местом реализации таких товаров не признается территория страны-продавца.

      С построчным заполнением налоговых и иных отчетов помогут разобраться публикации:

      • «Как правильно заполнить раздел 2 в расчете 6-НДФЛ?» ;
      • «Порядок и образец заполнения формы 85-К (нюансы)» ;
      • «Образец заполнения формы 4-ФСС» .

      Как избежать ошибок при оформлении и представлении заявления?

      Чтобы избежать ошибок, связанных с оформлением и представлением заявления:

      • перед его отправкой контролерам проверьте отсутствие расхождений в сведениях, указанных в заявлении и декларации по косвенным налогам (в том числе в сумме подлежащего уплате НДС);
      • сверьте данные бумажного варианта заявления и его электронной формы — они должны быть полностью идентичны;
      • уплатите в полном объеме и своевременно сумму НДС, иначе факт уплаты не будет подтвержден налоговиками;
      • проконтролируйте правильность расчета налоговой базы, использованной для исчисления косвенных налогов, чтобы избежать недоплаты.

      Ошибки в заявлении могут повлечь отказ от контролеров регистрации заявления и, как следствие, негативные налоговые последствия для продавца и покупателя (невозможность принятия к вычету импортного НДС и подтверждения нулевой ставки налога).

      На нашем сайте вы найдете полезную информацию о видах ошибок и методах их исправления:

      • 1 — забирают налоговики;
      • 1 — импортер оставляет у себя;
      • 2 — импортер отправляет своему контрагенту (для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС).

      О способах представления контролерам разнообразных отчетов узнайте из материалов:

      • «Как проходит сдача отчетности СЗВ-М на бумажном носителе?» ;
      • .

      Итоги

      Если вы ввезли товары из Белоруссии, Казахстана, Киргизии или Армении, оформите заявление о косвенных налогах. Оно удостоверяет факт ввоза товаров из ЕАЭС и уплаты косвенных налогов.

      В документе 3 раздела и приложение. Раздел 2 предназначен для проставления отметок налоговым органом, а в остальных импортер отражает сведения о покупателе, поставщике, товарах и т. д.

      Заявление представляется налоговикам вместе с декларацией и иными документами.

      Одним из обязательных условий осуществления деятельности, связанной с импортом товаров из стран ЕАЭС, является оформление заявления о ввозе товаров, а также уплате НДС. Правильность заполнения данного документа имеет огромную значимость и для импортеров, и для импортеров, так как это непосредственным образом влияет на размер их налоговых обязательств.

      Налоговые органы государств, входящих в ЕАЭС, осуществляют обмен информацией относительно сумм непрямых налогов, которые были перечислены в госбюджеты. Нюансы этого обмена регулируются специальным Протоколом об информационном обмене, которым и устанавливается форма вышеобозначенного заявления.

      Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

      Это быстро и БЕСПЛАТНО !

      Оформлением заявления занимается товароимпортер с целью подтверждения самого факта импорта и вычета у него НДС за ввоз. Экспортеру же это дает возможность применять .

      Главные нюансы

      Отсылка на законодательство

      Обязательство импортера по предоставлению заявления вместе с налоговой декларацией прописано в Протоколе, регулирующем порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за тем, как они уплачиваются.

      Согласно указанным в этом протоколе правилам импортер также должен направить составленное заявление вместе с подтверждением уплаты непрямых налогов, полученным от налогового органа, экспортеру.

      Сервис ЕАЭС

      В письме от 18 июня 2019 года ФНС дала разъяснение относительно порядка подтверждения того, что применение нулевой НДС-ставки при экспортных операциях товаров в ЕАЭС является обоснованным.

      В соответствии с четвертым пунктом вышеуказанного протокола экспортерам следует предъявить вместе с декларацией о налогах либо Заявление с отметкой налоговой службы страны, в которую товар был отправлен, либо Перечень заявлений по форме в соответствии с приложением №1 к Приказу, в котором содержатся реквизиты Заявлений, данные о которых поступили в российские налоговые органы.

      Проверить, поступили ли сведения по Заявлению, достаточно просто, так как для этого предусмотрен специальный сервис, разработанный ФНС, который называется «ЕАЭС: Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов».

      На что стоит опираться

      Основными нормативными актами, на которые следует ориентироваться в данном вопросе, являются соглашение относительно принципов взимания косвенных налогов при экспорте/импорте между странами таможенного союза и соответствующий протокол, регулирующий порядок взимания непрямых налогов и механизм контроля за тем, как происходит их уплата.

      Срок подачи налоговой декларации и уплаты НДС - до 20-го числа следующего за моментом принятия учет импортных товаров месяца. Тогда же должно быть подано заявление, оформленное в электронном вида и в четырех экземплярах на бумаге. На протяжении двухнедельного срока налоговым комитетом происходит рассмотрение данного заявления и проставление необходимых отметок.

      Особенности разделов для заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

      Заполнение 1-го Раздела осуществляется приобретателем товара. Здесь должны быть указаны сведения и о нем самом, и о том, кто товар продал. Если в качестве продавца выступает физическое, на не юрлицо, то информация о нем также должна присутствовать.

      Определение сумм налогов непрямого характера производится на основании данных, занесенных в специальную таблицу.

      Заполнение 3-го Раздела требуется в строго оговоренных случаях:

      • когда операции, связанные с реализацией покупателю неких товаров продавцом не подлежат обложению косвенными налогами в государстве последнего в связи с тем, что местом продажи этих товаров не считается территория этого государства;
      • когда покупатель получает товар посредством агента, комиссионера либо поверенного;
      • когда импорт осуществляется между государствами-членами ЕАЭС, но на основании договора между лицами, одно из которых является налогоплательщиком стран данного союза, а другое - налогоплательщиком иной страны, в ЕАЭС не входящей.

      Необходимость в заполнении Приложения к заявлению возникают в тех случаях, когда в поставку товара вовлечено свыше трех лиц.

      Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в обязательном порядке должно иметь заполненный первый раздел, а именно следующие его строки:

      Информация относительно количества и цены товара, который был ввезен, а также исчисленных налогов должна быть внесена в таблицу первого раздела построчно.

      В отдельные строки таблицы должны вноситься данные по товарам, для которых предусмотрены различные ставки НДС, и товарам, по отношению к которым используются неодинаковые единицы измерения. Кроме того, разные строки таблицы используются для товаров, которые были ввезены по различным транспортно-сопроводительным документам.

      Детальные оговорки

      Условия отметки в бумагах

      Налоговые органы должны проставлять во втором разделе заявления отметку, которая включает в себя:

      • подпись и полное ФИО лица, ответственного за проставление этой отметки;
      • дату, когда это было сделано;
      • подпись с полным ФИО руководителя налогового органа либо его заместителя;
      • печать органа налоговой, на которой непременно указано его название.

      Один бланк остается налоговой, а еще три вручается непосредственно налогоплательщику или представляющему его лицу. Далее налогоплательщик-импортер два из этих экземпляров отправляет контрагенту-экспортеру для того, чтобы подтвердить обоснованность применения нулевой НДС-ставки.

      Если допущены ошибки в заявлении

      Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов может быть отозвано налогоплательщиком, если он обнаружил там ошибку. Он должен ее исправить и сдать документ повторно в налоговый комитет, который все перепроверяет и проставляет необходимые отметки.

      В том случае, если ошибка была выявлена самой налоговой, то она отказывает налогоплательщику в подтверждении заявления, указывая те ошибки, которые имеют место быть, а также рекомендации относительно их устранения и предоставления нового экземпляра заявления.

      Дополнительные документы

      Помимо собственно заявления, программа для подготовки которого находится на сайте ФНС, налогоплательщиком к декларации в 2019 году должны быть приложены следующие документы:

      • выписка из банка, свидетельствующая о том, что была произведена уплата НДС;
      • транспортные/товаросопроводительные документы, которые подтверждают факт перемещения товара в Россию из стран ТС;
      • счета фактуры, заполнение которых предусмотрено при отгрузке товара;
      • договор, служащий основанием для ввоза товара в Россию;
      • сообщение товаропоставщика о лице, у которого данный товар был приобретен;
      • комиссионные, поручительские или агентские договора, если таковые были заключены;
      • договор, необходимостью исполнения которого были приобретены импортируемые товары по одному из вышеперечисленных договоров.

      Предоставление документов в оригинале, за исключением заявления, является необязательным, так как достаточно сделать их копии и заверить у руководителя либо главбуха с проставлением печати организации.

      Бумажный или электронный формат

      Согласно нормам Протокола относительно порядка предоставления заявления, данный документ может быть предоставлен в стандартном бумажном виде и электронном либо же только в электронном.

      Во втором случае направление заявления в ФНС осуществляется посредством оператора электронного документооборота через телекоммуникационные каналы связи с обязательным проставлением усиленной электронной подписи заполняющего его лица. В ФНС производят проверку этого документа и тут же отправляют сообщение о том, что документ принят и необходимая отметка проставлена, или же о том, что в проставлении отметки отказано.

      Копия самого заявления вместе с сообщением из налоговой относительно проставления отметки направляется экспортеру с целью засвидетельствования факта уплаты непрямых налогов. Сделать это можно как в бумажном, так и в электронном виде.

      Иными словами, достаточно просто скачать заполненный вариант заявления и присланное из налоговой сообщение об отметке и отправить его по e-mail экспортеру. Необходимость в распечатывании на бумаге и отправке стандартной почтой отсутствует.

      Особые случаи оформления бланка

      Действующая форма заявления в полной мере подходит для тех ситуаций, когда количество вовлеченных в товаропоставки налогоплательщиков более двух, а также, когда они располагаются на территориях трех государств, являющихся членами ТС.

      Сложность может возникнуть в случае, когда на один товар приходится несколько транспортных документов. Такое положение дел допускается правилами заполнения заявления, однако оно противоречит требованиям протокола об обмене информацией в электронном виде.

      Детали расчета

      Отражение ввезены стран ТС товаров в налоговом учете производится в соответствии с общими основаниями. Нюансы возникают в том случае, когда расчет с поставщиками происходит в валюте. Тогда требуется производить перерасчет стоимости в рублевый эквивалент согласно действующему на дату смены права собственности на продукцию курсу.

      В случае перечисления поставщику аванса определение стоимости товара производится в соответствие с тем курсом, который был на дату предоплаты. Комбинированная оплата предполагает пересчет цены товара по двум различным курсам.


      Установленные сроки

      Определение конкретных дат для уплаты НДС зависит непосредственно от той таможенной процедуры, к которой относятся ввозимые товары. В том случае, когда импортируемая продукция предназначена для внутрироссийского потребления, уплачивать налог следует до того, как она покинет территорию таможни.

      В ситуации, когда ввозимые товары выпущены с таможни до подачи декларации, перечисление косвенного налога должно быть осуществлено на протяжении первых десяти дней следующего за датой выпуска месяца.

      Если ввоз товара временный, то НДС перечисляется вместе с ввозными пошлинами и налогами за период временного ввоза до того, как товар выйдет с таможенной территории.

      Возможные причины отказа

      Обоснованный отказ в выдаче подтверждения может произойти по следующим причинам:

      • если сведения, которые были указаны в заявлении, не отвечают тому, что отражено в декларации, включая различия в суммах подлежащего к уплате НДС;
      • если сведения, содержащиеся в заявлении, разнятся со сведениями в поданных согласно 3-му пункту статьи 276-20 НК;
      • если данные, внесенные в заявление, поданное в бумажном формате, не являются идентичными тем данным, которые отправляются в налоговую службу в электронном виде;
      • если суммы исчисленных и начисленных НДС не были уплачены в полном объеме или же вовсе были не уплачены в предусмотренный для этого временной период;
      • если имеет место занижение налоговой базы, на основании которой было произведено исчисление непрямых налогов;
      • если численность заявлений, которые были представлены на носителе бумажного типа, не отвечает численности заявлений, которые были отражены в соответствующем реестре заявлений о ввозе товара и уплате непрямых налогов, который представляет собой приложение к декларации по непрямым налогам на импортированные товары.

      Если имеет место неуплата либо неполная уплата, а также несвоевременная уплата НДС, то взыскание косвенного налога и пени происходит в соответствии с законодательством того государства, на территорию которого товар был ввезен.

      ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

      14.05.2015

      О новых документах при экспорте товаров с территории ЕАЭС

      Приказом ФНС России от 06.04.2015 № ММВ-7-15/139@ утверждена форма документа, который называется «Перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов». Вместе с формой документа утверждены также Порядок заполнения и формат представления этого перечня в электронном виде.

      Указанные выше документы приняты в рамках правоотношений Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) от 29.05.2014, в котором сторонами являются следующие государства: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения и Кыргызская Республика.

      О взимании косвенных налогов

      Напомним, порядок взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (выполнении работ, оказании услуг) в отношении государств — членов ЕАЭС регламентируется соответствующим Протоколом — Приложение № 18 к Договору ЕАЭС. В частности, в Разделе II данного Протокола закреплены правила при экспорте товаров. Установлено, что налогоплательщик государства — члена ЕАЭС при экспорте товаров на территорию другого государства — члена применяет нулевую ставку НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов.

      Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщик, с территории которого вывезены товары, обязан представить в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией следующие документы (их копии):

      • договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства — члена ЕАЭС или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом ЕАЭС;
      • выписку банка, подтверждающую фактическое поступление на счет налогоплательщика-экспортера выручки от реализации экспортированных товаров;
      • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства — члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств);
      • транспортные (товаросопроводительные) документы.

      Под пунктом 3 вместе с самими заявлениями о ввозе товаров предусмотрен также документ, именуемый «перечень заявлений», форма которого и утверждена опубликованным приказом ФНС.


      Обратите внимание

      Рассматриваемый Перечень заявлений подается в налоговые органы Российской Федерации, и заполняется он налогоплательщиком, осуществившим операции по реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию государства — члена Евразийского экономического союза (т. е. экспорт с территории РФ).


      Важно помнить: сведения, включенные налогоплательщиком в Перечень заявлений, будут проверяться в налоговом органе на соответствие тем данным, которые получены налоговиками в рамках международного межведомственного обмена информацией, предусмотренного Протоколом от 11.12.2009 (в редакции от 31.12.2014) «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов».

      Если сведения, представленные налогоплательщиком, не соответствуют данным налогового органа, налоговики вправе будут взыскать сумму косвенных налогов с пенями.

      Основные требования по заполнению Перечня заявлений

      Перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов включает в себя титульный лист и раздел 1 «Реквизиты заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождения от уплаты акцизов».

      Налогоплательщик может заполнить Перечень заявлений как в бумажном, так и в электронном виде.

      При любом способе формирования документа необходимо учесть некие общие правила. Например, использование сквозной нумерации страниц, запрет на исправление ошибок корректирующим средством и на применение двусторонней печати.

      Если используется электронная форма документа, то тут бухгалтеру немного легче — он освобожден от части рутинной работы по заполнению документа или проверке правильности его оформления, за него это сделает программа.

      При ручном оформлении документа необходимо помнить, что заполнение полей Перечня заявлений любых показателей (текстовых, числовых, кодовых) необходимо производить слева направо, начиная с первого (левого) знакоместа.

      В незаполненных полях (знакоместах, «клеточках») ставится прочерк. Это относится как к полностью, так и к частично заполненным показателям.

      Например, показатель «ИНН» для юридического лица следует отражать по следующей схеме: «7700123456——». Правда, есть и исключение, номера страниц заполняются без прочерков по примеру: «001», «002», «003» и т. д.

      Большинство показателей Титульного листа рассматриваемого документа давно знакомы российскому налогоплательщику. Это ИНН и КПП налогоплательщика, код налогового периода и отчетный год, номер корректировки и пр. Все они заполняются как обычно.


      Обратите внимание

      Перечень заявлений может представить как сам налогоплательщик, так и его законный или уполномоченный представитель.


      При этом в специальном разделе Титульного листа, в котором подтверждается достоверность и полнота представленных сведений, под кодом «1» может значиться следующее лицо:

      • налогоплательщик;
      • законный представитель (включая участника товарищества, доверительного управляющего, концессионера, участника договора инвестиционного товарищества, ответственного за ведение налогового учета).

      Значение «2» указывается, только если документ представлен уполномоченным представителем налогоплательщика.

      В этом же разделе отражаются сведения о представителе налогоплательщика (ФИО физического лица или наименование юридического лица), а также данные о документе, подтверждающем его полномочия. Ранее таким документом, как правило, являлась доверенность. Теперь список уполномоченных лиц расширен, поэтому и документы могут быть разные. В поле для указания приложений к Перечню заявлений (подтверждающих документов или их копий) надо будет в этом случае указать количество листов документа, подтверждающего полномочия любого представителя организации

      Особенности заполнения в связи с реорганизацией

      Приведем дополнительные правила для тех случаев, когда рассматриваемый документ заполняется организацией-правопреемником.

      Правопреемник представляет Перечень заявлений (а также соответствующие декларации и иные необходимые документы) в налоговый орган по месту своего учета.

      В Титульном листе факт реорганизации в первую очередь отразится в специальном поле «Форма реорганизации (ликвидации) (код)». В нем могут быть указаны следующие коды:

      • 0 — ликвидация организации;
      • 1 — преобразование одного юридического лица в другое;
      • 2 — слияние нескольких юридических лиц;
      • 3 — разделение юридического лица;
      • 5 — присоединение к другому юридическому лицу;
      • 6 — разделение с одновременным присоеди- нением.

      Такие коды закреплены в Приложении 1 к Порядку заполнения Перечня заявлений.

      Правопреемник должен отразить прежние данные об ИНН и КПП до реорганизации в поле «ИНН и КПП реорганизованной организации». А вот в верхней части Титульного листа и Раздела 1 необходимо указывать свои данные, то есть ИНН и КПП правопреемника.

      Правила взаимосвязи

      При заполнении Перечня заявлений важно учесть тот момент, что часть показателей в Перечне должна отражаться аналогично тем значениям, данные которых используются непосредственно в самих заявлениях или налоговых декларациях по НДС и акцизам, на основании сведений из которых и формируется Перечень заявлений.

      Например, в Перечне заявлений и в декларации по НДС должны совпадать ИНН и КПП налогоплательщика, налоговый период, код налогового органа и пр.

      Обратите внимание на показатель «Налоговая декларация (код)». В нем необходимо указывать значение кода формы по классификатору налоговой документации (код КНД) из налоговой декларации, одновременно с которой представляется Перечень заявлений. Чуть выше мы отметили, что Перечень заявлений подается в налоговый орган не сам по себе, он входит в комплект обязательных документов, подаваемых с налоговой декларацией. Это может быть декларация по НДС (код по КНД 1151001) или по акцизам (код по КНД 1151084 или 1151074).

      Действующая налоговая декларация по НДС утверждена . Декларация по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, утверждена приказом ФНС России от 14.06.2011 № ММВ-7-3/369@, по табачным изделиям — от 14.11.2006 № 146н.

      Напомним о самих заявлениях, сведения из которых должны отражаться в Разделе 1 Перечня. Форма заявления закреплена в Приложении № 1 к Протоколу от 11.12.2009 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов».

      Итак, из заявлений в Перечень заносятся такие данные:

      • номер отметки о регистрации заявления;
      • дата отметки о регистрации заявления.

      Оба показателя берутся из раздела 2 заявления. Номер отметки и дата проставляются в заявлении налоговым органом импортера при подтверждении уплаты косвенных налогов.

      Далее отражается показатель «Идентификационный код (номер) покупателя», в котором указывается код или номер покупателя, которым выступает налогоплательщик-импортер, заполнивший заявление, по которому налоговым органом импортера подтверждена уплата косвенных налогов (или освобождение от налогообложения).

      В поле «Раздел заявления, в котором располагаются реквизиты продавца» указывается номер раздела заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, по которому налоговым органом импортера подтверждена уплата косвенных налогов (или освобождение от налогообложения). Этим разделом заявления может быть только первый или третий, именно в них содержатся сведения о реквизитах (ИНН) налогоплательщика-экспортера, то есть продавца.

      При этом в Разделе 3 заявления отражаются сведения о сделках налогоплательщика — налогового агента. Продавцом в этом случае выступает комитент, доверитель или принципал. В Разделе 1 заявления указываются сведения по сделкам обычного налогоплательщика косвенных налогов, которые были осуществлены по контрактам на поставку товаров, по договорам лизинга, переработки давальческого сырья, а также в случае заключения договора о приобретении товара у физического лица, не являющегося предпринимателем.

      Все указанные выше показатели являются обязательными к заполнению.

      Дополнительно напомним коды стран, участвующие в Евразийском экономическом союзе, которые тоже придется отражать в Разделе 1 Перечня заявлений:

      • 051 — код Республики Армении;
      • 112 — код Республики Беларусь;
      • 398 — код Республики Казахстан;
      • 417 — код Кыргызской Республики;
      • 643 — код Российской Федерации.

      В заключении приведем пример заполнения рассматриваемого документа. Примем, что Перечень заявлений сформирован по данным российского юридического лица по операциям экспорта, произведенным в апреле текущего года. Товары реализованы в Республику Казахстан. Документ заполнялся в электронном виде (прочерки в незаполненных знакоместах не проставлялись.

      Консультант по налогам И.М. Акиньшина , для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»

      К Протоколу об обмене информацией в электронном виде об уплаченных суммах косвенных налогов между налоговыми органами государств-членов.

      1. Заявление представляется налогоплательщиком (плательщиком) (далее - налогоплательщик) в налоговый орган по месту постановки на учет на бумажном носителе в четырех экземплярах и в электронном виде либо в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика.

      Порядок (правила) представления заявления в электронном виде устанавливается нормативными правовыми актами налогового органа государства-члена либо иными нормативными правовыми актами государств-членов. Формат заявления в электронном виде определяется налоговым органом государства-члена.

      (см. текст в предыдущей редакции)

      2. Заявление состоит из трех разделов и приложения к нему.

      идентификационный код (номер) налогоплательщика;

      (см. текст в предыдущей редакции)

      наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;

      код страны, адрес местонахождения (места жительства) юридического лица (индивидуального предпринимателя).

      В случае заключения договора (контракта) лизинга в соответствующей ячейке проставляется отметка "X".

      В случае заключения договора (контракта) на переработку давальческого сырья в соответствующей ячейке проставляется отметка "X".

      В случае заключения договора о приобретении товара у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в соответствующей ячейке проставляется отметка "X".

      При заполнении Заявления помимо сведений из соответствующих договоров (контрактов) используются также сведения из информационных сообщений.

      На каждом листе Заявления налогоплательщик указывает номер и дату заполнения Заявления.

      Заявление подписывается руководителем организации или ее представителем либо индивидуальным предпринимателем или лицом им уполномоченным. Полномочия представителя должны быть подтверждены в порядке, установленном законодательством государства-члена.

      (см. текст в предыдущей редакции)

      В случае ввоза налогоплательщиком государства-члена на территорию данного государства-члена товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, приобретенного на территории другого государства-члена и переработанного на территории третьего государства-члена, заполняется 2 (два) Заявления, при этом:

      (см. текст в предыдущей редакции)

      при заполнении граф Заявления, направляемого Продавцу товаров (давальческого сырья), в графах 2 и 6 таблицы указываются соответственно наименование и стоимость давальческого сырья;

      при заполнении граф Заявления, направляемого Продавцу работ по переработке давальческого сырья, в графах 2 и 6 таблицы указываются соответственно наименование товара, являющегося продуктом переработки, и стоимость работ по переработке давальческого сырья.

      Для определения сумм косвенных налогов при импорте товаров налогоплательщиком заполняется таблица, в которой указываются:

      в графе 2 - наименование товара на основании счета-фактуры или транспортных (товаросопроводительных) документов. В случае необходимости отражения большого количества товаров допускается вместо перечня наименований конкретных товаров отражение общего вида этих товаров (например, мебель вместо столы письменные, кровати, кресла) в одной строке Заявления и отражение по соответствующим графам этой строки Заявления сведений по всем товарам, отнесенным к указанному виду товаров;

      В графе 3 - код товара (10 знаков) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза по подакцизным товарам и в случае применения пониженной ставки НДС по отдельным категориям товаров, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством государства-члена;

      (см. текст в предыдущей редакции)

      В графе 4 - единица измерения количества товара, указанная в счете-фактуре или транспортном (товаросопроводительном) документе;

      в графе 5 - количество товара в единицах измерения, указанных в графе 4;

      в графах 6 и 7 - стоимость товара (работы) и код валюты на основании сведений из счета-фактуры или транспортных (товаросопроводительных) документов;

      (см. текст в предыдущей редакции)

      в графе 9 - серия, номер транспортных (товаросопроводительных) документов;

      в графе 10 - дата транспортных (товаросопроводительных) документов;

      В графе 11 - номер счета-фактуры;

      В графе 12 - дата счета-фактуры;

      в графе 13 - дата принятия налогоплательщиком товара на учет;

      В графе 14 - налоговая база по подакцизным товарам в национальной валюте лица, заполнившего заявление. Налоговая база по подакцизным товарам, на которые установлены адвалорные ставки акцизов, рассчитывается как произведение показателей граф 6 и 8. По подакцизным товарам, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов, налоговая база указывается исходя из объема импортированного товара в натуральном выражении и равна показателю графы 5, если твердые (специфические) ставки акцизов установлены за единицу измерения, указанную в графе 4. В ином случае налоговая база по подакцизным товарам, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов, указывается в единицах измерения с учетом пересчета показателя графы 5 на соответствующие величины, установленные законодательством государства-члена для такого пересчета. По подакцизным товарам, по которым акцизы взимаются иным уполномоченным органом, сумма акцизов, уплаченная в бюджет государства-члена, указывается в графе 19. При этом в графах 14, 16 и 17 проставляется прочерк;

      (см. текст в предыдущей редакции)

      В графе 15 - налоговая база по НДС в национальной валюте лица, заполнившего Заявление. Налоговая база рассчитывается как произведение показателей граф 6 и 8. По подакцизным товарам налоговая база по НДС определяется с учетом суммы акцизов, указанной в графе 19;

      в случае, если это предусмотрено законодательством государства-члена, налоговая база в графе 15 рассчитывается с учетом сумм расходов, предусмотренных в законодательстве, регулирующем принципы определения цены в целях налогообложения;

      (см. текст в предыдущей редакции)

      В графах 16, 17 и 18 - налоговые ставки по акцизам и НДС, установленные законодательством государства-члена. Если законодательством предусмотрено освобождение товаров при их ввозе на территорию государства-члена от обложения НДС и (или) акцизов, в графах проставляется слово "льгота". По подакцизным товарам, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов, в графе 16 указывается ставка акцизов, пересчитанная в национальной валюте по курсу валюты, указанному в графе 8. По подакцизным товарам, на которые установлены адвалорные ставки налога, в графе 17 указывается ставка в процентах;

      (см. текст в предыдущей редакции)

      В графе 19 - сумма акцизов, рассчитанная Покупателем товаров исходя из применяемых налоговых ставок, указанных в графе 16 (в случае применения твердой (специфической) ставки) либо в графе 17 (в случае применения адвалорной ставки) к налоговой базе, указанной в графе 14;

      в графе 20 - сумма НДС, рассчитанная исходя из применяемых налоговых ставок, указанных в графе 18, к налоговой базе, указанной в графе 15.

      Если транспортный (товаросопроводительный) документ, подтверждающий перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, имеет итоговую строку, допускается перенесение в одну строку Заявления сведений итоговой строки транспортного (товаросопроводительного) документа с указанием общего наименования аналогичных друг другу ввозимых товаров.

      (см. текст в предыдущей редакции)

      Если в транспортном (товаросопроводительном) документе указаны подакцизные товары либо приведены показатели, относящиеся к товарам, облагаемым косвенными налогами по различным ставкам или имеющим различные единицы измерения, то в Заявление переносятся все наименования товаров (каждая позиция) из транспортного (товаросопроводительного) документа.

      Если транспортный (товаросопроводительный) документ, в котором отражено несколько аналогичных друг другу товаров, не имеет итоговой строки, то показатели, отраженные в каждой из строк транспортного (товаросопроводительного) документа, переносятся в Заявление. При этом в графах 9 и 10 Заявления указываются сведения одного и того же транспортного (товаросопроводительного) документа.

      Если в счете-фактуре перечислены товары, которые указаны в нескольких транспортных (товаросопроводительных) документах, то в Заявление переносятся позиции из каждого транспортного (товаросопроводительного) документа с учетом требований, изложенных выше. При этом в графах 11 и 12 Заявления повторяются данные такого счета-фактуры.

      Если выставление (выписка) счета-фактуры не предусмотрено законодательством государства-члена либо приобретение товаров осуществляется у налогоплательщика государства, не являющегося государством-членом, в графах 4, 6 - 8, 11 и 12 таблицы раздела 1 заявления указываются сведения из иного документа, выставленного (выписанного) продавцом, подтверждающего стоимость импортированного товара.

      Если участниками договора (контракта) увеличена цена импортированных товаров по истечении месяца, в котором товары были приняты налогоплательщиком к учету, то в таблице раздела 1 заявления делается следующая запись: "Корректировка значений показателей, указанных в зарегистрированном в налоговом органе заявлении от ____________ 20__ г. N ___, в связи с увеличением цены в ___________ 20__ г." (указываются месяц и год, в которых участниками договора (контракта) увеличена цена). Дата и номер указываются из раздела 2 заявления. При этом в графе 1 таблицы раздела 1 заявления указывается порядковый номер товарной позиции, под которым она указана в заявлении, значения показателей которого корректируются. В графы 2 - 5, 7 - 13, 16 - 18 таблицы раздела 1 заявления переносятся значения показателей из корректируемого заявления. В графах 6, 14, 15, 19, 20 таблицы раздела 1 заявления указывается разница между измененными и предыдущими значениями показателей.

      Если по истечении месяца, в котором ввезенные товары были приняты налогоплательщиком к учету, осуществлен их частичный возврат по причине ненадлежащих качества и (или) комплектации, то в таблице уточненного заявления делается следующая запись: "Взамен ранее представленного и зарегистрированного в налоговом органе заявления от ___________ 20__ г. N ___. Дата и номер указываются из раздела 2 заявления. В таблице раздела 1 заявления указываются значения показателей без указания информации о частичном возврате. При этом в графе 1 таблицы раздела 1 заявления указывается порядковый номер товарной позиции, под которым она была указана в соответствующем заявлении.

      Если импортированный товар приобретен у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, то реквизит идентификационный код (номер) налогоплательщика продавца указывается при его наличии.

      (см. текст в предыдущей редакции)

      если обороты (операции) по реализации товаров Продавцом, указанным в разделе 1 Заявления, Покупателю, указанному в разделе 1 Заявления, не являются объектом обложения косвенными налогами в соответствии с законодательством государства-члена - Продавца, так как местом реализации таких товаров не признается территория государства-члена - Продавца. При этом в строке 08 "Продавец (комитент, доверитель, принципал)" указывается налогоплательщик государства-члена, с территории которого были вывезены товары, применивший при реализации этих товаров ставку НДС в размере 0 процентов (освобождение по акцизам). В строке 12 указываются реквизиты договора (контракта) (номер и дата договора (контракта), номера и даты спецификаций), заключенного между Продавцом и Покупателем, указанным в

      Похожие статьи